Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского(323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта, во главе которого стояли Птолемеи (30 до н. э.)[2]. Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена«История эллинизма» (1836—1843 гг.) понятие вошло в историческую науку[2]
Эллинистическая эпоха охватывает три столетия. Однако, как отмечают, в вопросе периодизации нет единого мнения. Так, с подачи некоторых, отчёт её начала можно вести с 334 г., то есть с года начала похода Александра Македонского.
Предлагается вычленение трёх периодов:
Ранний эллинизм — создание империи Александра Македонского, её распад и образование эллинистических государств (336 [или 334] — ок. 280 гг. до н. э.);«Классический» эллинизм — время политического равновесия в эллинистическом мире (ок. 280 — ок. 220 гг. до н. э.);Поздний эллинизм — установление римской гегемонии в эллинистическом мире (ок. 220-30 гг. до н
Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис, как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический институт даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия, пользуются автономией, а их граждане — особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государст
По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы, а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения, в частности, континентальная Греция, в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселённости, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку
Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие — с «суровой любовью к року»[5
На протяжении III-I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались по большей части в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Старая местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, в то время как сельское население (которое составляло большинство) не спешило расставаться со своими догреческими привычками. Кроме того, эллинизация затронула в основном высшие слои восточного общества, которое по вышеуказанным причинам имело желание войти в греческую среду.
По своей сути эллинистическая культура — греческая. Для нее характерно стремление к красоте, разнообразию и комфорту. Эллинистический дом демонстрирует это стремление к элегантности с более художественными зданиями, с окнами и балконами, выходящими наружу. Фрески украшают стены даже бедных домов. Город становится все ближе и ближе к нашим нынешним идеям — с прямыми улицами строятся канализационные системы, некоторые из которых все еще функционируют сегодня. Строятся просторные библиотеки и школы — особенно знаменита Александрийская библиотека. Эллинистическая культура гордится cвоей просвещенностью, обязательным условием для того, чтобы быть по-настоящему образованными эллинами. Пожертвования школам считалось благородным делом исключительной заслуги и признания. Bозводятся храмы, но также каменные театры, ипподромы, павильоны, бассейны, виллы и вписываются в детали архитектурной обстановки и наполняются бдительным городским обществом, которое ознаменовывает величие каждого административного и культурного здания. Сами дома становятся более художественными, с окнами и балконами. Комнаты расписаны фресками, декор становится богаче, появляются колонны в коринфском стиле