Ответ:
Древнегреческие полисы, города-государства, формируются начиная с 8 века. Это новый, доселе не существовавший способ организации общества. Прежде всего, что на себя обращает наше внимание, это небольшие его размеры. Греческий полис можно было обойти пешком иногда в течение одного дня. Население самых крупных полисов – Афин и Спарты даже в лучшие времена не превышало 200 тысяч человек, что меньше населения одного района Санкт-Петербурга.
Формирование полиса шло постепенно. Вначале это были просто укрепленные селения, которые служили защитой во время войны. Слово полис и означает город. Потом, по мере того, как вокруг этого центра селилось все большее количество людей, старая его часть оставалось центром. Вокруг могло быть несколько сельских поселений. Сельское хозяйство включало в себя скотоводство, хлебопашество, виноградарство, огородничество. Природные условия Греции были таковы, что сельское хозяйство не требовало каких-либо сложных сооружений – оросительных каналов или плотин, что делало это занятие не слишком трудоемким. Следовательно, хотя рабский труд и был необходим, количество рабов никогда не было слишком большим.
Кроме земледельцев в полисе проживало множество собственно горожан - ремесленников. Таким образом, мы видим. что полис был единицей вполне самодостаточной. Однако же по мере развития ремесел и искусств возрастала потребность и в товарах, привозимых издалека.
Как правило, город -государство сам был портом, либо находился вблизи порта.
Государственное управление было республиканским. Основой общества являлись свободные граждане. Ими считались коренные жители, имеющие земельный участок. Прибывшие из других областей, даже находящихся вблизи, гражданами не являлись. С утерей участка земли человек мог лишиться гражданства. Однако власти обычно старались помочь. Из общинной земли мог быть выделен участок, на богатых граждан налагались так называемые литургии- обязанность выплачивать суммы на общественные нужды.
Однако даже самое подробное описание общественно-политического и хозяйственного устройства полиса не позволит нам понять его неповторимое своеобразие и смысл. Именно в греческих полисах зародилось все, что составляет нашу цивилизацию. Философская мысль, искусство, понятие о ценности личности и ее свободы, которое, заметим, возникло задолго до прихода христианства. Правила поведения, когда высшим позором было не уметь доказать свою правоту словом.
Греки были первыми, кто задался вопросами – Что есть сущее? Что такое красота? Что такое добро?
Мы знаем, что понятие добродетели включало в себя прежде всего добросовестное выполнение своих обязанностей. Уважаемым гражданином являлся тот, кто усердно работает и содержит в порядке свой дом и хозяйство. Праздность, стремление к чрезмерному обогащению порицались.
Нравственные принципы происходили не из мифологии, где, как мы знаем, было не очень много положительных примеров. За каждым свободным гражданином признавалось не только право принимать участие в общественных делах, но и право быть предоставленным самому себе.
Граждане проводили много времени в обсуждении самых различных проблем, в спорах, беседах и дискуссиях. Стремление к истине порождало необходимость умения аргументировать. Поэтому философ должен был быть и блестящим оратором, поэтом, а также в совершенстве знать законы.
Хотя часто употребляют такие понятия, как «индийская философия», «китайская философия», следует заметить, что та философия, которая единственно имеет право на такое название, родилась в Древней Греции. Что мы и видим из греческого названия. Никогда до этого не ставились такие вопросы и искались таким образом на них ответы. Во все времена люди сталкивались с потрясениями, войнами, катаклизмами, но никогда до этого поиски того, что удерживает мир в стабильности и гармонии, не велись таким образом.
Греки видели, что природа поддерживает себя в равновесии. Поэтому они искали первооснову бытия, которая является тканью мира. Именно стремление найти этот объединяющий всё смысл и побуждало досократиков видеть эту первооснову Фалеса – в воде, Анаксимена – в воздухе и т. д. Хотя зачастую это и бывает истолковано, как »наивные попытки научного познания мира», никто еще не доказал этого. Скорее здесь имеет место попытка понять нечто непонятное через привычное. Современный человек не пытается понять греков, а приписывает им собственные мысли, побуждение и мировоззрение.