Анализ узник Лермонтов

0 голосов
58 просмотров

Анализ узник Лермонтов


Литература (12 баллов) | 58 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Стихотворение "Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова "Узник”, несмотря на одинаковые названия, имеют разный смысл и очень сильно отличаются.Это видно уже в начале двух стихотворений. В "Узнике” А.С. Пушкина ЛГ испытывает внутреннее раздражение к реальной тюремной жизни: "…сижу за решеткой в темнице сырой”. А.С. Пушкин использует метафору во второй строке, сравнивая ЛГ с орлом: "…в неволе орел молодой”. В первой строфе присутствуют темные, серые, черные тона. Но все мрачные оттенки перекрикивает красный цвет: "Кровавую пищу…”. Это кровь людей, может быть, таких же невольных, как и ЛГ. В "Узнике” М.Ю. Лермонтова в первой строфе ЛГ стремится (пусть на словах) к свободе, чего пока не видно у ЛГ А.С. Пушкина. Здесь ЛГ жаждет разнообразной жизни, заявляя: "Дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня”. ЛГ достаточно агрессивный, смелый, самоуверенный, субъективный, романтичный: "Я красавицу младую прежде сладко поцелую…”. Смелость ЛГ проявляется в глаголах повелительного наклонения: "Отворите…, дайте…”. В этой строфе ЛГ сравнивает себя с ветром: "…как ветер…”. Цветопись Лермонтова разнообразна – это и теплые светлые тона: "сиянье дня”, и темные: "отворите мне темницу”.В первых строфах двух стихотворений практически нет сходств, кроме как оба ЛГ сидят в темнице.Во второй строфе стихотворения А.С. Пушкина у ЛГ появляется надежда, какой не было у него в первой строфе: "…задумал…, зовёт…”. Здесь мы видим противостояние внутренней свободы неволе: "Давай улетим!”. Здесь преобладают более светлые тона: "и смотрит в окно…”, "давай улетим”, чем в первой строфе. А у М.Ю. Лермонтова ЛГ омрачен: "Но окно тюрьмы высоко, дверь тюрьмы тяжелая с замком…” ЛГ испытывает горечь от несбывшихся надежд: "Черноокая далеко…, добрый конь в…поле.. скачет весел и игрив…”. "Добрый конь” даже не думает о ЛГ, он "в…поле…весел и игрив”, а ЛГ сидит в ненавистной ему темнице. В этой строфе доминируют холодные, темные, черные, темно-серые тона: "окно тюрьмы”; "дверь с замком”. Эти строфы двух стихотворений заметно отличаются, так как ЛГ А.С. Пушкина приобретает надежду на свободу, а ЛГ М.Ю. Лермонтова её теряет.В третьей строфе стихотворения А.С. Пушкина ЛГ верит в свои силы, которые помогут ему обрести свободу: "Мы вольные птицы”. ЛГ уже не испытывает такого раздражения от "решетки”, он словно совсем далеко от "темницы сырой”: "Туда, где за тучей белеет гора…”. В конце стихотворения А.С. Пушкина преобладают светлые и теплые цвета – цвета свободы: "синеют морские края”, поскольку душевная свода его ЛГ всё-таки "побеждает”.В третьей же строфе стихотворения М.Ю. Лермонтова ЛГ абсолютно потерял надежду вырваться на свободу, чего он так жаждал в начале. ЛГ теперь жалеет себя, жалуется на свою судьбу: "одинок я - нет отрады…”. М.Ю. Лермонтов усиливает пессимистический настрой ЛГ эпитетом: "Стены голые…” и метафорой "…светит…умирающим огнем…”. Складывается ощущение, что ЛГ Лермонтова хоронит себя в тюрьме заживо. Его душевная свобода "погибает”.А.С. Пушкин использует в своем стихотворении четырехстопный дактиль, показывая им внутреннее сопротивление ЛГ неволе, его любовь к воле, стремление к свободе, а М.Ю. Лермонтов - двухстопный хорей, закладывая тем самым пессимистическое начало в настроение ЛГ. Эти оба стихотворения не оставили меня равнодушной, но больше мне по душе "Узник” А.С. Пушкина, так как его ЛГ стремится к свободе не только на словах, в отличие от ЛГ М.Ю. Лермонтова, который жалуется на свое тюремное положение.

(16 баллов)