Лицеме́рие — 1) показное поведение, не соответствующее внутреннему расположению души: мыслям, убеждениям, состоянию совести, желаниям, чувствам; 2) несоответствие внешнего поведения внутреннему состоянию души, вызванное желанием выказать себя не таким, каков есть в действительности; 3) (религ.) внешнее, напускное благочестие, фарисейство.
Чем лицемерие отличается от
лицеприятия?
Через лицемерие человек выставляет в выгодном свете себя, стремится вызвать у окружающих такое отношение к своей персоне, под какое он, собственно, и подбирает уместную внешнюю маску (личину).
Лицеприятие же характеризуется отношением к людям в зависимости от их положения, звания, статуса, сана, материальных возможностей и пр. Лицеприятным можно назвать и пристрастное отношение к человеку, проявляемое с особой услужливостью, вежливостью, внимательностью, заботливостью и т. д.
Лицеприятие может быть связано с лицемерием, а может и не быть.
Скажем, если судья одних судит строго, а других (от которых он в чём-то зависит или с которыми ему не хочется ссориться) неестественно мягко, то это — лицеприятие. Если же и в первом, и во втором случае он выказывает себя беспристрастным и справедливым судьей, то он, вдобавок к нечестности, лицемер.
Если же человек, выделяя одних из числа других и выражая к первым благоприятное отношение, а ко вторым чуждое, делает это без лицедейства — он проявляет лицеприятие не лицемерно.
Заметим, что в некоторых группах или коллективах могут существовать и такие уродливые нормы внутреннего этикета, что лицеприятие едва ли не подменяется там понятием «субординация».
Чем лицеприятие отличается от субординации?
Субординация подразумевает форму и рамки служебного подчинения. Это подчинение строится не на личном пристрастии, а на правилах служебной дисциплины. Без субординации не может функционировать ни одна структурированная организация.
Лицеприятие же связано с добровольным заискиванием одного человека перед другим (мотивы могут быть разными). Достаточно часто такое заискивание сопровождается лестью и лицемерием, тогда как правила субординации могут исполняться без лести и лицемерия.
Лесть и лицемерие способствуют развитию такого уродливого качества как псевдосмирение (см. также: Смиреннословие). Обратной же стороной заискивания с полезными людьми часто служит пренебрежение по отношению к бесполезным (посторонним). А это, в свою очередь, способствует формированию высокомерия.