Ответ:
Объяснение:
Одной из главных форм организации общества был улус. Улус имел свою территорию, которую называют юрт. Он представлял собой основную форму административно-политической организации казахов XV-XVI вв. Каждый улус насчитывал в среднем около 10 тыс. семей - «кибиток» (не менее 60 тыс. человек ).
Административно-территориальное деление
Такая структура обеспечивала целостность казахского общества, регулировались хозяйственно-экономические, политико-правовые связи. Казахское общество не было социально - однородным. Деление шло по двум признакам.
I. По социальному происхождению общество делилось на «ак-суйек» (белая кость) и «кара-суйек» (черная). К «белой кости» относились:
1. Потомки Чингисхана - султаны ( по казахски - торе), из которых выбирали хана.
2. Кожа (ходжа) - потомки пророка Мухаммеда или его сподвижников.
У белой кости не было признаков родо-племенной принадлежности, у них была одна национальность – «белая кость».
Султаны обладали рядом привилегий. Только из чингизидов выбирали ханов. Самозванцев карали (20-30 ударами нагайкой), нецарствующий чингизид имел право на улус (юрт) - определенная территория с подвластными родами и племенами. Они возглавляли улусное войско; имели свой уран - «Архар» (благородный), право на сбор налогов, освобождались от всех налогов, кроме воинской повинности.
Хана выбирали из нескольких претендентов, причем наследование было не от отца к старшему сыну, а от старшего брата - младшему или от дяди к племяннику, т. е. не по родству, а по достоинствам. Это избавляло ханский престол от малолетних или слабоумных наследников. В выборе хана участвовало все население (взрослое), но решающую роль играла родо-племенная верхушка (ханский совет). Оценив достоинства и заслуги претендента, ханский совет предлагал кандидатуру. На всенародном курултае проводили своеобразный церемониал. Представители всех трех жузов, как простые люди, так и родоначальники, могли высказать и плохое, и похвальное в адрес кандидата (из прошлого его предков и его лично) – это была степная демократия. Завершается церемония благословением муллы, поднятием нового хана на белом войлоке и 40-дневным тоем. Скот и имущество хана разбирали и увозили домой (той саркыты - подарок от хана), т. к. с читалось, что богатством хана, хозяина страны, является богатство народа. Через неделю, однако, поголовье скота в 10-кратном размере возвращали, но оно считалось уже собственностью государства.
У хана были обязанности и права:
- распоряжаться всей территорией;
- охранять и обеспечивать безопасность всей страны;
- объявлять войну, заключать мир;
- вести переговоры с другими государствами;
- быть верховным судьей, миловать и казнить;
- издавать законы.