Стихотворения было написано 6 февраля 1908,
Оно об одиночестве, о поисках смысла жизни, о любви.
Поводом для поэтических размышлений автора
послужила встреча с петербургской гимназисткой
Елизаветой Пиленко, ставшей впоследствии поэтессой
Л. Кузьминой-Караваевой, затем - православной
монахиней матерью Марией.
Пятнадцатилетняя девушка пришла к своему кумиру,
чтобы узнать, "как справиться с тоской" и "как жить".
" Мы долго говорим. Он внимателен, почтителен и
серьезен, он все понимает, совсем не поучает и,
кажется, не замечает, что я не взрослая. "
Об этой встрече и рассказывает А. Блок в стихотворении.
Ст-е можно отнести к интимной лирике, т. к.
в нем передаются чувства и переживания, связанные с
личной жизнью человека.
Но это не только произведение о любви.
Это стихотворение и о смысле человеческой жизни,
о выборе своего собственного пути.
При видимом внешнем содержании оно имеет ещё один
глубинный план: трагедия героини обретает
общечеловеческий смысл.
Лирический сюжет стихотворения таков:
пятнадцатилетняя девушка, которая устала от жизни,
никого не любит, презирает свою красоту и думает о смерти,
приходит за помощью и советом к поэту.
Он пытается помочь, сопереживая и разделяя её страдания.
Завязка ст-я отнесена в настоящее.
Возникает она через рассказ лирического героя о встрече
с героиней. Но неопределенно заканчивается.
Концовка отнесена в будущее.
Таким образом, здесь органично соединились настоящее
(печальное, беспросветное) и будущее (ожидание радости и любви )
Кульминация сюжета :
"... я хотел бы, чтобы вы влюбились в простого человека... ".
Ведь именно любовь воскрешает людей, даёт им силы
жить и творить.
Финал ст-я звучит жизнеутверждающе.
Сердце человека должно быть открыто любви.
Главное действующее лицо миниатюры,
конечно, лирический герой - "я", "сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка".
Но присутствие лирического адресата
("вы" - "такая....) ощущается на протяжении всего
стихотворения.
Композиционно произведение делится на три смысловые части.
Первая строфа - рассказ о встрече с героиней стихотворения.
Вторая и третья строфы удивительно точно воссоздают
внутренний мир лирического героя.
Заключительный терцет подводит итог монологу лирического героя.
В первой октаве наибольшее внимание уделено героине.
Ее портретные черты размыты: "живая", " красивая",
"измученная". Но сквозь них явно проступает
романтическое восприятие: неудовлетворенность собой,
нежелание жить в этом мире.
Автор не использует эмоционально-окрашенных
эпитетов для описания состояния лирической героини,
тем самым он придает образу большую конкретность
и индивидуальность.
Появление героини сопровождается редкой по
красоте звукописью, создающей ощущение утонченности,
возвышенности образа. Мы как будто слышим шелест ее
шелкового платья. Этому способствуют ассонансы на "А" :
"Ко (А) гда вы сто (А) те нА мо (А) ем пути,
такАя живАя (А), тАкАя (А) измученнАя (А)...
и аллитерации :"И преЗираете Свою краСоту- Что Же?
РаЗве я обиЖу ваС?"
Гипербола ("все" в значении "все время","постоянно");
градация (стоите, говорите, думаете, не любите, презираете"),
двойное отрицание ("никого не любите");
повторы ("такая живая", "такая красивая","такая измученная")
и антитеза (живая, красивая, но измученная)
выполняют ту же смысловую роль расширения временных
границ переживаемого душевного состояния, что придает
ему глубину и значительность.
Приём антитезы ( земля и небо) лучше помогает понять
мысль автора, его совет героине жить реальной
настоящей жизнью.
Завершает миниатюру терцет, в котором выражена
главная мысль, идея стихотворения:
"только влюбленный имеет право на звание человека"