Война тяжело отразилась на экономическом положении России, что обострило социальные отношения и вызвало политический кризис 1917 г. В армию были призваны за годы войны 15 млн человек, реквизированы 2,5 млн лошадей. На первом же этапе были оккупированы германскими войсками Польша, Прибалтика, что составляло 20% промышленного потенциала России.
Война привела в упадок сельское хозяйство прежде всего из-за мобилизации мужчин в армию — почти половины трудоспособного мужского населения деревни. Убыль скота уже к 1916 г. составила 1/4 довоенного поголовья. Резко сократилось производство сельскохозяйственных машин, их импорт составил только 4% довоенного. Потребность в минеральных удобрениях удовлетворялась всего на 8%. Сократились посевные площади, особенно на Украине, упал сбор хлебов. Трудовое крестьянство нищенствовало.
Перестройка промышленности на военный лад
Перестройка промышленности на военные нужды достигалась дорогой ценой, затрудняла ее осуществление перегруженность транспорта военными перевозками. Прекратился импорт оборудования и сырья. Не хватало рабочей силы. Гражданское производство сократилось вдвое. От 20 до 40% станков в хлопчатобумажной отрасли не работало. Из-за нехватки предметов первой необходимости выросли цены, разыгралась спекуляция.
Помимо потери промышленности из-за оккупации в 1914— 1915 годах закрылось 20 заводов черной металлургии. Немцы захватили также Домбровский угольный бассейн, что ухудшило положение с топливом.
В 1915 г. было решено эвакуировать промышленные предприятия из прифронтовой зоны на восток. Однако эту функцию передали самим предпринимателям и перебазировать фабрики и заводы не удалось. Важнейшие предприятия Варшавы, Белостока эвакуировались медленно. Большинство заводов осталось в руках немцев. Те предприятия, которые эвакуировали, вводились в строй медленно и с большим трудом. Перебазированное оборудование или части его попадало часто не по адресу в разные города, нередко терялось в пути. Многие предприятия, эвакуированные в 1914 г., приступили к работе только в 1916 г.
Существенно ухудшилось положение рабочего класса — усилилась эксплуатация, увеличилась продолжительность рабочего дня, были введены принудительные сверхурочные работы, зарплата отставала от роста цен, усиливались перебои в снабжении продовольствием и промышленными товарами.
Катастрофическое положение с транспортом определялось перегрузкой сети, переключением заводов транспортного машиностроения на выпуск военной продукции, из-за чего не хватало подвижного состава; имеющиеся паровозы и вагоны разрушались. Нарушался ритм транспортного конвейера, большие массы грузов оставались невыве- зенными. Значительные запасы продовольствия скопились в Сибири, на Урале, Дону; в Донбассе слеживался уголь. Закупленные в Англии паровозы и вагоны не покрывали потребностей и поступали к тому же с опозданием. На транспорте практиковалось взяточничество. Однако, несмотря на недостаток средств, в годы войны увеличилось железнодорожное строительство. В период 1913—1917 годов сдали в эксплуатацию такие крупные железные дороги, как Амурская, она обеспечивала связь с Владивостоком, северный участок Семиреченской железной дороги, Кольчугинская линия в Кузбассе. В европейской части строилась Мурманская магистраль.