Как соотносятся понятия бытия и реальности? Какие виды реальности выделяют в философии?

0 голосов
95 просмотров

Как соотносятся понятия бытия и реальности? Какие виды реальности выделяют в философии?


Окружающий мир (72 баллов) | 95 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Ответ:Представим себе любое взаимодействие: солнечного света и растения, воды и ветра со скалой, термометра и тепловых колебаний, химическую реакцию. Понятно, что растение не так воспринимает воздействие воды как камень, а термометр иначе «видит» мир, чем барометр или фотоаппарат. Любое взаимодействие представляет собой единство двух сторон: того, что дается извне (data), и того, как оно берется изнутри (capta). Эти два момента суть изначальные прообразы объективного (принудительно навязываемого) и субъективного (активно «перетолковываемого» в силу внутренних особенностей участника взаимодействия) Там же С. 52.

При таком подходе действительно оказывается, что существование не имеет смысла вне конкретного взаимодействия, вне отношения между сущими. Существует ли, к примеру, свойство воды «быть растворителем»? Да -- для сахара, нет -- для золота. Но ведь есть же, скажем, стол или кошка «вообще». Так ли? Стол по-разному существует как твердое тело, продукт деятельности столяра, элемент интерьера. А кошка -- как хищное млекопитающее и любимое домашнее животное. То же, что подразумевается под столом или кошкой «вообще», есть лишь инвариант их восприятия вполне определенными сущими (мышью или хозяйкой).

Итак, существовать -- значит находиться в определенном соотношении (корреляте), или, в иной терминологии, быть элементом определенного множества: х?М, где х -- сущее, ? -- знак включения, М -- то множество, в которое входит данное сущее в результате определенного взаимодействия, соотношения (интерпретируйте это на приведенных выше примерах). Назовем такое понимание бытия принципом конкретности существования..

Этот принцип относится и к небытию -- несуществованию, которое также имеет место не вообще, но всегда в рамках определенного коррелята. Не существующее в реализации может существовать в воображении, переставшее существовать в жизни -- продолжать бытие в неорганической материи или воспоминаниях.

Обозначив существование чего-либо, мы тем самым включаем его в определенное множество сущих (растений, химических веществ, предметов домашнего обихода). Это действительно исходный пункт не только человеческого познания, но и любого взаимодействия. Что же дальше?

Первый шаг на пути восхождения от абстрактного к конкретному в понимании бытия -- это выявление основных способов существования, которые я называю уровнями бытия. Любое существование есть соотношение, но способы его осуществления имеют принципиальные отличия.

Последующие шаги представляют собой отражение в системе онтологических категорий реальной последовательности развертывания взаимодействия между сущими, в котором существование (бытие) предстает как определенное и неопределенное, необходимое и случайное, устойчивое и изменяющееся и т.д. Здесь надо обратить внимание на следующую логическую тонкость, неучитывание которой порождает порой совершенно бесплодные споры. С одной стороны бытие есть самое абстрактное универсальное свойство (атрибут) мира и любого сущего. С другой -- мы собираемся строить «атрибутивную модель» этого свойства. Можно, конечно, сказать, что в действительности атрибуты, отражаемые категориями, принадлежат самим сущим. Но дело в том, что там они проявляются в совершенно конкретных формах: разная определенность, разные причины. В этой всеобщности они характеризуют не данное сущее (человека или химическое вещество), но именно их бытие. И, таким образом, бытие, будучи свойством по отношению к сущим, становится носителем свойств («вещью») по отношению ко всем другим атрибутам, отражаемым в системе онтологических категорий Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2005 С. 54-55.

Бытие является самым общим понятием и признаком предмета. Если вещь существует, значит, имеет какие-либо свойства и является познаваемой. Такое Бытие рассматривается как наличие предмета в сознании.

Существование предмета есть его познание и взаимодействие с ним субъекта. По этой причине в обыденном сознании обычно не существует ясных границ между предметом и его существованием, поскольку оно не может отделить собственное взаимодействие с предметом от него самого. Человек не знакомый с учением о Бытии, как правило, принимает существование или бытие вещи за простое её наличие.

Объяснение:

не за что

(22 баллов)