Ответ: Новое государство строилось на весьма еще первобытной экономической основе. Господствующее значение лесных промыслов, элементарного скотоводства и сельского хозяйства при ничтожном развитии торговли устраняло возможность развития городского быта, сколько-нибудь подобного наблюдаемому в древней Руси. Землевладение, естественно, - господствующий источник благосостояния и социальной силой. Так определялось сходство социально-экономического быта Литвы и Руси.
Археологи говорят о наличии значительных славянских элементов с литовской материальной культурой. Литовская денежная система была тесно связана с русской, литовские народные сказки обнаруживают большую близость с древнерусскими. Летописи упоминают о походах киевских князей X - начала XII века в литовские земли.
Вхождение в состав ВКЛ русских, украинских, белорусских земель с более развитыми общественными отношениями культурой содействовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в Литве. В присоединенных землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и иммунитетные права. Это, а также различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей ВКЛ обусловили отсутствие в централизации в государственном управлении.
Формировалось федеративное государство, пусть со своеобразной, средневековой, но федерацией (в противоположность московской централизации).
Во главе государства стоял великий князь, но при нем - совет из представителей знати высшего духовенства.
С другой стороны, сложные направленные условия, вызвавшие к исторической жизни и деятельности Великое княжество Литовское, выросшее в борьбе на несколько фронтов, создали потребность в сильной организации, которая обеспечивала бы наличность постоянно готовых к бою военных сил. Сочетание указанных политических и экономических условий литовской жизни вело к развитию той же связи военного дела и военной службы с землевладением, которое составляет одну из характернейших особенностей русского строя в удельное время, после упадка городской организации с ее городовыми полками. В организации своей военной силы литовская власть опирается на крупное землевладение панов и служилых княжат, не только не стремясь по началу упразднить или ослабить их вотчину (местно-политического характера) силу, но пользуясь ее как готовой организационной ячейкой для возводимого ею здания новой, более широкой государственности. Эти вотчины – панские и княжие – разного происхождения. В собственной Литве и на Жмуди можно видеть в них территории дробных прежних племенных единиц, как в их владельцах, панах литовских, потомков прежних племенных династов. Их местное значение, их власть над местным населением могли только усилиться, вследствие объединения Литвы под главенством виленского великого князя. Ранее, по-видимому, в пору доисторическую, следует представлять их себе ограниченными значением племенных сходок, иногда выбиравших вождя, и советом старейшин. Литовское объединение сделало их панами-вотчинниками подобно удельными князьям русским того же времени.
Далее возникают новые панские вотчины путем подъема новин и колонизации по инициативе панов-воителей, которые, «ополонившись» во многих походах, сажали челядь свою на земле, ведя ее трудом свое хозяйство. По мере расширения и лучшей организации этих хозяйств они на захваченные земли привлекают и гулящую бедноту, ставя ее в зависимое положение от землевладельца. Это сидевшее на владельческой земле население попадало под водчиную юрисдикцию и вообще опеку владельца, усиливая его значение в общем, складе тогдашнего общественного строя.
Наконец, источником возникновения таких вотчин в эпоху великокняжеской власти становятся земельные пожалования князей.