1 Найдите предложение с частицей ДА:
1.Словом сказать, пристали все три птицы к соколу: доложи да доложи!
2.Батюшка, пожалуй, скажет: чем на платки жене да на кушаки третью пятишницу тратить, лучше
бы на хлеб ее сберег.
3.Пестрые люди смотрели на это зрелище, плескали руками и вопили: «Да здравствуют ежовые
рукавицы!»
4.Лес ли начнется – сосна да осина.
2.Найдите предложение, в котором БЫ является частицей:
1.Все, на что(бы) они ни обратили взоры, - все свидетельствовало бы об еде.
2.Большую надо сноровку иметь, что(бы) с этим народом в чистоте себя сохранить.
3.Что(бы) ни я один, а все были бы счастливы.
4.Что(бы) как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихоньку из комнаты.
3. Укажите предложение, в котором ЖЕ является частицей:
1.Рассказывал так(же) старик, как однажды он чуть-чуть в уху не угодил.
2.И пшеничное, мол, зерно не сразу плод дает, а так(же) поцеремонится.
3.В мире псов, точно так(же) как и в мире людей, лесть, пронырство и зависть нередко играют
роль, вовсе им по праву не принадлежащую.
4.Это был так(же) один из наших знакомых.
4. Укажите, в каком предложении употребляется частица НЕ:
1.И, как назло, сколько раз н_ разложит, все у него выходит, все выходит!
2.Н_ осталось в нем даже сомнения никакого.
3.К чему н_ подойдет, все, кажется, так и говорит: а глупый ты, господин помещик!
4.Кто н_ приходил в этот дом, каждый находил здесь радушный прием.
5. Укажите предложение, в котором употребляется частица НИ:
1.Первым делом нору для себя такую придумал, что ему забраться в нее было можно, а никому
другому – н_ влезть.
2.Начал он этим умом раскидывать и видит: куда н_ обернется – везде ему мат.
3.Но бог знал, что помещик этот глупый, и прошению его н_ внял.
4.Н_ один солдат погиб в этом бою.
6. Укажите предложение с формообразующей частицей:
1.Стал он раскидывать умом, которого у него была палата, и вдруг ему словно кто шепнул: ведь
этак, пожалуй, весь пискарий род давно перевелся бы!
2.Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и
преданности».
3.И вытроил он не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть до самой
Подьяченской.
4.Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал.
7. Найдите предложение с указательной частицей:
1.Вот когда он страху набрался!
2.Собственные их мысли злоумышляли против них, ибо как они ни старались отгонять
представления о бифштексах, но представления эти пробивали себе путь насильственным
образом.
3.Не до горя теперь, не до слез; пускай все чувства умолкнут, лишь бы друга из волчьей пасти
вырвать!
4.Подготовку к выпуску начинать гораздо ранее, приблизительно в феврале-марте.
8. Отметьте предложение с отрицательной частицей:
1.Ведь так мы друг друга съедим.
2Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голоду умирают.
3.Только его и видели.
4Вот школьный забор.
9. Укажите предложение с вопросительной частицей:
1.Едят-то разве «за что»?
2И вот ходит он, ходит по комнатам, потом сядет и посидит.
3.Прошел день, прошел другой; мужчина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп
варить.
4.Вон вдали огни, где жгут уголь, вон огонь от пожара.
10 Отметьте, в каком предложении есть междометия.
1) Вы никогда не видели, как синичка пляшет?
2) Ах, какое необыкновенное яркое небо было над головой!
3) Вдруг я услышал удивительную птичью песенку.
4) Однажды утром вышел я на улицу и остановился у крыльца.