Сложно выделить общие черты литературных героев всей первой половины XIX века, или даже одного великого писателя: у Тараса Бульбы и Манилова из «Мёртвых душ» мало общего, хотя создал оба образа Николай Васильевич Гоголь. Та же проблема с литературой второй половины столетия: у допрашиваемого крестьянина из «Злоумышленника" Чехова и Базарова из «Отцов и детей" Тургенева различий гораздо больше, чем сходства.
Однако изменения бьли и связаны они во многом с переменами в самом обществе России. После реформ Александра II героями художественных произведений всё чаще становятся не только дворяне, но и другие слои населения (хотя и в первой половине века главными героями порой становились крестьяне, но гораздо реже). Также литература отражала социальные изменения: и разорение помещиков (прежних хозяев жизни), и возвышение новых предприимчивых, но часто бессовестных людей. Всё это стало возможно показать потому, что сами эти явления появились в жизни страны.
Кроме того, во второй половине столетия, цензура значительно смягчилась. И несмотря на то, что во второй половине правления Александра II, тем более при Александре III она снова ужесточилась, но всё равно её консерватизм не достиг такого уровня, как в правление Николая I. О проблемах общества разрешили писать без обвинений автора в покушении на основы государства.
Критический реализм (стиль второй половины века) как бы порождён сочетанием этих факторов. Противоречий в обществе в результате реформ стало не меньше, а больше. Одновременно их разрешили критиковать, не подвергаясь при этом гонениям со стороны властей.