Ответ:
Гостеприимство имеет большое воспитательное значение, оно развивает чувство дружбы и товарищества. Гостеприимство оценивается как одно из главных условий связи между людьми, как источник симпатии, взаимного уважения, понимания и поддержки.
Русское гостеприимство
«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…».
Н.М. Карамзин
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.
Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых «Поучениях» говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.
И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.
В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства.
Гостеприимство по-грузински
«Гость – посланник Бога», — гласит грузинская пословица. На протяжении веков грузинский народ слагал свои традиции гостеприимства. Из поколения в поколение передавались любовь и безграничное уважение к гостю, преданность обязанностям хозяина, традиционному застолью. В итоге в грузинской культуре сформировалась высокая культура гостеприимства. Для гостя принято не жалеть самого лучшего. Согласно грузинской народной поэзии, гостеприимство ценится больше, чем храбрость, смелость и умелое владение оружием. Грузинский фольклор идеализирует радушного, щедрого хозяина, порицает скупого. В то же время огромное значение придается и нравственности гостя.
Казахский дастархан
Казах может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в Казахстане к гостю.
Закон гостеприимства: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда.
Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит: «Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец». Издревле сохранился до наших дней обычай, когда односельчане, родственники, соседи поочередно приглашают к себе в дом отведать угощение прибывшего издалека гостя, невзирая на то, что он прибыл к кому-то одному.
Гость находится под защитой хозяина. Даже самый лютый враг, являясь гостем, имеет право на защиту.