Сотрудничество Украины с Европейским Союзом означает возможность получить существенные экономические достижения, которые в итоге будут способствовать экономическому росту и повышению жизненного уровня населения.
Курс Украины на европейскую интеграцию наиболее отчетливо проявляется в увеличивающемся потоке трудовых мигрантов на Запад. Реструктуризация европейского рынка труда обусловлена увеличивающимся дефицитом трудовых ресурсов в западных странах, изменением возрастной и социальной структуры населения, увеличением доли пожилого населения, интернационализацией миграционных потоков рабочей силы.
Украина является одним из крупнейших поставщиков трудовых мигрантов в страны ЕС (Польша, Италия, Греция, Португалия и др.) и в Россию. Их ежегодные денежные переводы на родину составляют до ,5 млрд. в год. За пределами Украины работает свыше 5 млн. человек, в том числе 2 млн. в России. Трансферы денежных переводов формируют особый сегмент международного рынка капитала – миграционный капитал. Этот конвертируемый капитал частично сдерживает разрушительное воздействие на экономику отрицательного сальдо внешнеторгового оборота. Треть населения страны живет или выживает за счет миграционного капитала. Трудовая миграция расширяется на фоне демографического кризиса и высоких темпов вымирания населения [3].
Учитывая особенности современного состояния экономики Украины, можно привести целый ряд аргументов в пользу развития сотрудничества с ЕС:
- Европейский Союз представляет собой большой рынок сбыта продукции и источник удовлетворения потребностей Украины в самых разнообразных потребительских и инвестиционных товарах;
- сотрудничество Украины с Европейским Союзом необходимо для технологического обновления украинского производства. Производственные технологии украинских предприятий отстают от тех, которые используют передовые европейские страны, Украина не имеет капитала, необходимого для модернизации существующих и создания новых современных предприятий;
- развитие сотрудничества с ЕС будет способствовать более полному использованию потенциала Украины как транзитного государства, что означает увеличение поступлений от экспорта транспортных услуг и развитие соответствующих отраслей промышленности;
- также Украина сможет получить знания по разработке и реализации антимонопольной политики и осуществления контроля за концентрацией экономической деятельности, регулирования фондового рынка, политики в области занятости и т.д.;
- развитие международного сотрудничества Украины в целом и экономических связей с ЕС, непосредственно, будет влиять на более рациональное распределение ресурсов, повышение эффективности экономических процессов; - на европейском финансовом рынке, который сегодня является крупнейшим в мире, Украина сможет мобилизовать средства, необходимые для обеспечения макроэкономической стабильности [2].
Делая вывод, можно сказать, что на данном этапе Европейский Союз не спешит открывать путь перед Украиной, из-за слабо развитой экономики. Также необходимо осознавать, что политика Европейского Союза сегодня во многом определяется усилением проблем безопасности. Поэтому при этих условиях целиком естественный интерес ЕС к Украине имеет большей частью политический характер, а сама Украина рассматривается, прежде всего, как стратегический плацдарм на европейском континенте. Но все же, по возможности, интеграция Украины в ЕС ускорит и усовершенствует процесс экономической трансформации в стране, а членство в ЕС принесет не только значительные экономические выгоды, но и положительно повлияет на безопасность страны.