Ответ:Обратимся к первому из снов студента Родиона Романовича. Этот сон он видит еще до убийства старухи-процентщицы, "вши. бесполезной, гадкой, зловредной", как он сам говорит после. Итак, перейдем ко сну. этот "страшный сон", отрывок из детства, казалось бы, самого, что ни есть светлого, доброго и замечательного периода человеческой жизни, но далеко не это мы ощущаем, читая строки об избиении лошади "Но уж бедной лошаденке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает". Все это мы видим глазами семилетнего мальчика, навечно запомнившего воплощение жестокости.
Избиение животного лишний раз напоминает ему о насилии в мире, укрепляет его убеждение в правильности его теории, которую он вынашивал, находясь в болезненном состоянии и мечтая о "роли властелина", "Наполеона".
Раскольников не видит разницы между человеком и животным. В образе лошади он вновь видит униженных и оскорбленных людей. В этом сне несколько раз упоминается слово "топор" и это не случайно. Ведь тут топор является орудием убийства, но не только лошади "Топором ее, чего! Покончить с ней разом", но и старухи уже в реальном мире. Маленький Родион уже в семилетнем возрасте пытается вернуть справедливость, размахивая кулаками "в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку", но уже поздно.
лошадь мертва "Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает". А это значит, что одних его усилий слишком мало для того, чтобы изменить сознание людей, искоренить инстинкт самоуничтожения человечества. Обилие насилия в этом сне стало очередным толчком, заставившим Раскольникова пойти на убийство.
Второй сон посещает Раскольникова уже после убийства. Он находится в полусознательном состоянии. Родиону Романовичу снится, что Илья Петрович избивает хозяйку "Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени".
Раскольников был поражен жестокостью людей, что и отразилось в этом сне:
"Он вообразить себе не мог такого зверства, такого исступления". Скорее всего, здесь Раскольников подсознательно оправдывает себя, как бы говоря:
"не я один такой". Читатель способен здесь понять, что не только Илья Петрович изображается здесь жестоким убийцей, но и любой человек способен на преступление, если на это толкнет его судьба или обстоятельства, а может даже искаженное понимание всего того, что происходит вокруг, того, что способно толкнуть на убийство.
В следующем сне студент Родион вновь совершает убийство старухи, он словно возвращается туда, где однажды совершил несправедливость, последовав принципам своей теории. Но теперь он чувствует свою вину, он видит как огромное количество людей смеются над ним. Даже старушка, которую он никак не может снова убить, смеется, но почему-то старается не показать смех нашему герою ".заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, - так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал". В душе Радиона творится нечто ужасное, он чувствует гнет из-за убийства процентщицы и ее несчастной сестры Лизы, которая оказалась не в том месте и не в то время. Раскольников понимает, что, убив старушку, он не почувствовал себя свободней, он не стал "властелином", не доказал правильность своей теории.
Последний сон Родион Раскольников, описанный в романе, вновь видит в бреду.
Он на каторге, лежа в больнице, подводит черту, которая обобщает все его страдания. Этот сон имеет важную роль не только в жизни Родиона, но и обобщает сущность общества и человека в целом. Достоевский смог предсказать на много лет вперед структуру человеческих взаимоотношений, а также раскрыть перспективы изменения человеческого сознания, но при этом говоря:
"Все и всё погибало. «.» Спастись во всем мире могли только несколько человек, «.» но никто и нигде не видел этих людей, никто не слыхал их слова и голоса". Достоевский понимал, что таких людей может и не быть, поэтому в завершении сна нет той ясности, которую читатель хотел получить.
Источник:в композиционном отношении сны Раскольникова играют важную роль: они способствуют предельной концентрации читателя на развитии сюжета, на описываемой автором системе образов; подготавливают к последующим эпизодам, многие из которых имеют огромное значение для понимания основной идеи романа. Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа Так, например, благодаря сну Раскольникова о пьяном вознице мы понимаем особенность душевного самочувствия героя, который в тот момент испытывал сильное отвращение к окружающей обстановке; пытался сопоставить нынешнее состояние с тем, какое будет у него после совершения преступления, воспринимаемого как нечто ужасное. Кто знает, если бы Раскольников прислушался тогда к своим ощущениям, то вряд ли бы оказался раздавленным ужасной трагедией, расколовшей надвое его сознание.
Объяснение: