Ответ:
Братья живут в детдоме. Но они бегут из этого ужасного места. Возникает образ открытого пространства. Вагон, железная дорога, поля, Кавказские горы – все это раздвигает рамки повествования. Автор замечает: “…нет у них на всем белом свете ни одной, ни единой кровинки близкой… Значит, куда бы их ни везли, дом их, их родня и их крыша – это они сами”. Кузьмёныши давно свыклись с это мыслью. “Может, у кого и есть дом… А у кого и нет”, – огрызнулся Колька. Более того, дом как олицетворение семьи, тепла, уюта не только не понятен Кузьмёнышам, но и опасен для них. Предложение Регины Петровны жить вместе одной семьей братьям кажется странным, потому что “слово-то “семья” было чем-то чужеродным, если не враждебным для их жизни”.
Отсутствие дома в жизни героев понимается как символический образ потери не только семьи, но и Родины. Дом в произведении предстает живым существом. Автор пишет: “В это мгновение… каждую накаленную огнем балочку в его скелете можно было сейчас разглядеть” и далее “Поразил их отчего-то не сам взрыв… а добитый огнем дом Ильи – Зверька”. Дом взрывается, горит, рушится – гибнет на глазах братьев, и некуда им податься… Дом стал призрачным, как воздушный корабль, “дом-корабль с детишками, подобранными в океане войны”.
Не случайно в начале повествовании рассказчик вспоминает героев Жилина и Костылина, томившихся на чужбине “в глубокой яме”. Слово это станет “пророческим” в произведении А. Приставкина, страшным знамением жизни братьев Кузьмёнышей. Дом-яма превращается то в подвал, то в лаз, то в ящик, то в гроб. В старой жизни (в Томилинском детдоме) пристанищем братьев был подвал, из которого шел “холодный, крысиный запах”, в новой – стал “лаз, устроенный в бывшей звериной норе”. Потом братья пробуют для себя грязный рыжий ящик, “продолговатый, как гроб”. Последним приютом станет этот ящик – собачник для Сашки, а для Кольки спасением – ямка, которую он вырыл и “исчез из этого мира. Провалился в небытие” и… чудом спасся.
Таким образом, и пространство, и время в повести становится безграничным, беспредельным и символично перекрещивается в образе Дома-Родины, потерянного и русским, и чеченским народом.
Объяснение: