1. Найдите НЕВЕРНОЕ утверждение:
А) Частица – это служебная часть речи, которая придаёт различные оттенки значения словам или предложениям.
Б) Частицы могут служить для образования форм слов.
В) По значению частицы делятся на 2 группы: формообразующие и смысловые.
Г) Частицы могут связывать слова в предложении.
2. Укажите предложение, в котором выделенное слово является частицей.
А) Гришка и подумать не мог, что так получится.
Б) Праздник удался: все и пели, и плясали, и в конкурсах участвовали.
В) Придёт время, и ты узнаешь этот секрет.
Г) Дети и их родители активно принимали участие в субботнике.
3. Укажите вариант ответа, в котором ВЕРНО указано количество частиц в предложениях:
Птицы не пели, даже воробьи затихли. Только скрип старой калитки да вой ветра в трубе нарушали эту тишину.
А) 3 Б) 5 В) 4 Г) 2
4. Укажите предложение с формообразующей частицей.
А) Тишина нарушается лишь звоном комаров и всплесками воды.
Б) Пусть почаще сверкают радуги, эти разноцветные триумфальные арки.
В) Кто же не знает, что человек каждый раз, надевая новый костюм, совершенно меняется.
Г) Вода начинает рябиться от каждого, даже самого слабого ветерка.
5. В каком ряду НЕ пишется слитно со всеми словами.
А) (не)закрытое на ночь окно; (не)яркий, а бледный свет; (не)годующий взгляд;
Б) (не)кошеный луг; (не)приязнь к соседу; (не)был на уроках;
В) ответил (не)верно; (не)смотря на неудачу; (не)кстати похолодало;
Г) вопрос (не)решён; был (не)рад; (не)красивый поступок
6. Укажите ВЕРНОЕ объяснение написание НИ в предложении:
Сергей начал писать сочинение по предложенному плану, но, сколько он НИ бился над ним, работа не клеилась.
А) НИ усиливает отрицание, которое выражено частицей НЕ.
Б) НИ выражает отрицание в предложении, где нет подлежащего.
В) НИ придаёт отрицательное значение всему предложению.
Г) НИ употреблено в придаточной части сложно предложения для выражения утверждения.
7. Укажите вариант, в котором на месте пропусков надо писать НИ.
А) На небе сегодня (н…) облачка.
Б) Нельзя (н…) любить море и солнце.
В) Мама (н…) раз предлагала помощь, но я отказывался.
Г) (Н…) будет по-твоему!
8. Укажите вариант, в котором на месте пропусков надо писать НЕ.
А) Леша долго (н…)мог поверить, что это теперь его собака.
Б) Нет (н…) шума, (н…) движения.
В) Я (н…)мог (н…)помочь бабушке, которая несла тяжёлые сумки.
Г) (Н…) у кого не возникало сомнений в правильности его действий.
9. Укажите ВЕРНУЮ морфологическую характеристику выделенной частицы. Разве не интересен поход в горы?
А) не изменяется, смысловая, усилительная
Б) не изменяется, смысловая, вопросительная
В) не изменяется, формообразующая
Г) не изменяется, смысловая, восклицательная
10. Укажите предложение, в котором на месте (?) ставится дефис.
А) Скажи(?)ка мне, дружок, что ты делал на крыше?
Б) Ветер, буд(?)то дирижёр, заставлял петь могучие сосны.
В) Если(?)бы прошёл дождь, трава зазеленела ярче.
Г) Он(?)же способен на многое!