Сопоставить творческую деятельность Лескова с другими писателями XIX века тяжело, так как писатель смотрел на жизнь совсем по-другому, и свое видение на мир пытался изобразить в своих произведениях. Одним из ярких примеров такого видения является «Очарованный странник», где четко показана необычайная судьба главного героя Флягина.
У Ивана Северьяновича нет конкретной цели путешествия. Его широкая душа уживается со всеми. Он легко уживается с любым человеком, и готов жить по их законам. Даже, когда его закрыли в темной келье монастыря, он совсем не ропщет на судьбу, и в этом наказании видит светлые стороны. Однако, несмотря на то, что герой уживчив, надолго нигде не задерживается, и поэтому нам кажется, что Иван - легкомыслен и неверен себе, поэтому то и он и бродит по миру. Но это совсем не так.
Много раз Флягин показал свою преданность. Это проявлялось в эпизоде спасения семьи графа, а также в отношениях с князем и Грушей. А такое стремление к путешествиям говорило о том, что герой хотел узнать жизнь как можно глубже. Бывают моменты, когда Иван не отдает отчета в своих действиях, интуитивно полагаясь на жизненную мудрость. И высшие силы, видя, как он перед ними честен, оберегают его. Флягин неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Он спасается от погибели чудом, спасая коней, вытаскивая цыгана из петли, во время бегства из плена.
Главный персонаж всегда правдив не только перед собой, но и перед другими людьми. Когда Иван рассказывает о себе, то ничего не утаивает, потому что он открыт душой не только перед Богом, но и перед попутчиками. Сам он наивный и простой, но когда ведет борьбу с несправедливостью, то становится жестоким. Видя издевательство над птичкой, Иван наказывает кошку, отрезая ей хвост. Он готов умереть за свой народ и идет воевать вместо молодого человека, которого никак не хотят отпускать от себя родители.
В конце произведения Флягин оправдан и очищен от грехов. Он нашел успокоение в монастыре, как и предсказывал ему умирающий старец. На примере Ивана автор истинно русский характер, но герой совсем не показан в идеале. Он вместе с простотой и добротой мог быть и грубым и хитрым, иногда и жестоким. Совершая безрассудные поступки, персонаж приносил людям добро. Это говорит о безграничности натуры русского человека. В таком подходе к человеку и состояло открытие писателя.