1.Соотнесите имя героя рассказа «Фотография, на которой меня нет» и деревенские
окна их домов, «заделанные на зиму».
1.Бабушка Катерина
2.Тётка Авдотья
3.Левонтий
А. Промеж рам у них ничего не лежит, и стекла в рамах не все целы – где фанерка прибита, где тряпками заткнуто, в одной створке красным пузом выперла подушка.
Б. … Меж рам навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, но главное там украшение – цветочки. Они, эти бумажные цветочки, синие, красные, белые, отслужили свой век на иконах, на угловике и теперь попали украшением меж рам.
В. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три- четыре розетки рябины с листиками – и все. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько березовых углей, меж углей ворохом рябину – и уже без листьев.
2.Расположите цитаты из рассказа «Фотография, на которой меня нет» в хронологическом
порядке в соответствии с сюжетом.
1. Люблю я смотреть на оживающие цветы.
2. Тогда пошли мы с Санькой на увал и стали кататься с такого
обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался.
3. Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа.
4. Я уж ни гугу, не огрызался, не перечил бабушке – лечит она меня.
5. У меня заболели ноги.
6. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!
7. Разбудился от голосов. Санька препирался или ругался с
бабушкой в кути.
8. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь
живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе.
9. Всем хотелось угодить фотографу, чтобы оценил он заботу о нем
и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал.
10 Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось
слово учитель.
11. Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее,
молчаливое.
12. Еще и подумать никто ничего не успел, как учитель оттолкнул
нас, схватил палку и принялся молотить по змее, по подснежникам.
3.Назовите стилистический приём, используемый автором в приведённом ниже фрагменте рассказа «Фотография, на которой меня нет…».
«Вздохнул облегченно учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло – все переживали».
1. Архаизмы
2.Гипербола
3.Градация
4.Эпитет
5.Какие темы нашли отражение в рассказе «Фотография, на которой меня нет».
Укажите верные варианты ответа.
1.Тема тяжелого крестьянского труда
2.Тема довоенного детства
3.Тема памяти
4.Тема уважения к образованному человеку
5.Тема подвига во время войны
6.О каком герое эти слова?
«…с чуть виноватой улыбкой, вежливый, застенчивый, но всегда готовый броситься вперед и оборонять своих …, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».
1.О школьном учителе
2.О Саньке
3.Об Илье Ивановиче Чехове
4.О дяде Левонтии
7.
7. Рассказывая о жизни сибирского села, В. П. Астафьев показывает его связь со всей страной через народ, его устное творчество, упоминая приметы.
Неслучайное украшение окон бабушка внуку объясняла так: «Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару».
Подтверждение чему найдет герой, будучи взрослым?
1. Мох от сырости
2. Рябина от угару
3. Уголёк от замерзания
8.Выберите наиболее точные утверждения о рассказе «Фотография, на которой меня нет».
1.В рассказе два героя-повествователя.
2.Автор утверждает, что фотография – это украшение в деревенском доме.
3.Рассказ носит автобиографический характер.
4.В основе сюжета рассказа – военные годы.