Объяснение:
Автор и название стихотворения.
Николай Некрасов, стихотворение «Человек»
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Является одним из ранних стихотворений поэта, которых впоследствии сам Некрасов стыдился и неоднократно жалел, что выпустил свой первый поэтический сборник «Мечты и звуки». Однако точная дата написания неизвестна, поскольку рукопись так и не была найдена. Впервые опубликовано в 1838 году.
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение).
Тема стихотворения обращает нас к тоске о великом прошлом русской истории, тоске о том, что на век автора не приходится великий изменений. «Я мыслю: где ты, век деяний/ Царя великого Петра?». Таким образом стихотворение человек можно отнести к философской лирике.
В основе идеи лежит теория о «золотом веке» отечественной истории, когда все великие события произошли в прошлом, а сейчас и в будущем нас ждет исключительно обмельчание и общий «закат эпохи».
В стихотворении прослеживается четкий сюжет – лирический герой смотрит на Неву и сокрушается об ушедшем веке, при этом внутренний голос отвечает неутешительную правду:
И слышу голос: "Слоем пыли
Давно покрыт прошедший век,
И дань обычную могиле
Вовремя отдал человек!"
4. Художественные средства
Для создания поэтического пафоса, Некрасов использует возвышенный стиль, а также литературные архаизмы, чтобы показать единение лирического героя и ушедшего века: «очи», «гений браней» и т.д.
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
Ответы на большинство вопросов из этого пункта есть выше. Строфы – классическое деление, каждая строфа является композиционно законченной, последняя строфа носит вывод, все вместе составляют единую линейную композицию стихотворения. Рифмовка ABAB (перекрёстная). Размер – четырехстопный ямб.
6. Поэтическая лексика.
С помощью поэтической лексики автор отделяет себя и своего лирического героя от современности. Средства выразительности:
Метафора: И слышу голос: "Слоем пыли
Давно покрыт прошедший век,
И дань обычную могиле
Вовремя отдал человек!"
Эпитеты: На полусонную Неву,
7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
Риторические вопросы: где ты, век деяний
Царя великого Петра?
Где гений мира, гений браней
И славы русского орла?
8. Поэтическая фонетика:
Аллитерация (на Р): Царя великого Петра?
Где гений мира, гений браней
И славы русского орла?
9. Образ лирического героя, авторское "Я".
В этом стихотворении автор не отделяет себя от лирического героя, приписывая тому свои переживания.
10. Литературное направление: реализм
11. Жанр: философская элегия о родной истории