Ответ:«Ах, война, что ты, подлая, сделала…» Сколько людей вслед за Булатом Окуджавой обреченно, с безысходной болью в сердце повторяли эти слова?! Да, война такой вдавила след в историю нашей страны, так грубо прошла кровавым сапогом по судьбам людей, что и спустя более шести десятилетий ее отпечатки ноющими ранами дают о себе знать …
Один из таких «отпечатков» этой Великой и страшной войны – вдовство, несостоявшиеся женские судьбы. С пронзительной болью об этой беде написал поэт - фронтовик Сергей Викулов в поэме «Одна навек». Уже само название вносит ноту трагизма. Сколько мальчиков и девочек, мужчин и женщин не вернулись с этой войны! Сколько несыгранных свадеб, нерожденных детей! Сколько невест, жен, матерей так и не дождались той радостной минуты, минуты встречи со своими единственными, любимыми…
На сегодняшний день самым близким для меня произведением о Великой Отечественной войне является поэма «Одна навек» С. Викулова. Стихи поэмы меня поразили, поразили силой чувства, откровенностью и той безысходной болью, которая звучит в каждой строчке. Это одно из тех произведений, которое позволяет «сердцем прикоснуться к подвигу», заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, оно делает эту чужую боль в значительной мере своей; развивает понимание жизни, служит проводником в другую эпоху. Одним словом, делает нас мудрее. Это произведение, в самом глубоком смысле этого слова, человечно.
Каково было молоденькому солдату, почти мальчишке, осознавать, что его, вот такого красивого, здорового, любимого через час не будет в живых?! А все очень просто и иначе быть не могло, потому что комбат сказал: «Позор нам, … мост не взорван, мост в руках врага. И, добровольцы, два шага вперед». И этот мальчик-воин, как и все, оставшиеся в живых, сделал эти два шага.
Два шага и вся жизнь, два шага навстречу смерти и бессмертию.
Его письмо любимой девушке, последнее письмо «о самом главном», написанное наспех, неразборчивым почерком, составило основу поэмы. Я несколько раз перечитываю его. Конечно, «часа мало, чтоб все сказать», для этого нужна жизнь. Но он успевает сказать многое. И то, почему это письмо последнее, и то, в чем стеснялся признаться до войны: он любит ее и завещает ей быть счастливой, выйти замуж, родить сынишку, «пусть не похожего на него», но чтоб «он был на все горазд, и чтоб соломенная челка, и чтобы крапинки у глаз». И чтоб когда-нибудь она обязательно рассказала сыну о том, «кто так хотел быть его отцом, но не судьба», … «он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была».
Я перечитываю это письмо и делаю себя его адресатом. Боже мой! Что должна была пережить эта девушка! В одну минуту рушится все, все, чем ты жил, на что надеялся, что поддерживало твои силы. И как с этим жить?!
«Одна навек» звучит как приговор, приговор на несчастную женскую долю, на невозможность быть любимой, желанной, быть матерью, приговор – взвалить на свои хрупкие женские плечи весь груз неженских забот. Но самое-то страшное в этом сюжете, что он с пугающей точностью многократно воплотился в жизни.
Много замечательных произведений было рождено войной. Они вошли в современную духовную культуру как летопись военного времени, как проявление красоты души народа, как поэтизация естественного и прекрасного в противоестественных условиях, как память.
Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Пока мы помним тех, кто сохранил для нас мир, они живы. В этом величайшее нравственное значение памяти. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед теми, кого уже с нами нет, перед самими собой и пред потомками. Хранить, беречь и понимать, что «это – надо не мертвым, это - надо живым!»
Объяснение: