Работа с текстом. Прочитайте выразительно текст.
«Слово о хлебе»
1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка… 6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток. 8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”. 11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)
Комментарий учителя: Давайте определим роль заглавия в тексте.
(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания.
( Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)
Задания к тексту.
1.Определите тему текста
2.В каких строках абзаца мы можем определить главную мысль текста?
3.Тип текста (повествование, описание, рассуждение)
.4. Стиль речи рассказа (разговорный, научный, художественный,официально-деловой, публицистический)
5. Хлеб –имя существительное. Однозначное или многозначное?
- Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Докажите.
-Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб». Почему эти слова синонимы?
6. .Составьте план текста
7. Выпишите пословицы, поговорки и выражения из текста и объясните их.
8. Какой вывод можно сделать из этих пословиц, поговорок и выражений?
9. Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу?
10.Назовите произведения литературы, где присутствует слово «хлеб»?
12. О каком отношении к хлебу повествуется в этих рассказах?
13. Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Напишите несколько из них о хлебе.
14. Какую роль сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? О чем заставляет задуматься людей, не испытывающих голода?
(Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека).
ПЖ СРОЧНО ДАЮ 30 БАЛЛОВ!!!!!!!!