Научний:1. Жанры: научная статья, монография, тезисы, диссертация, доклад, лекция, научное сообщение.
Пример текста научного стиля:
Способность различать сложные зрительные раздражители основана на взаимодействии между нейронами на последовательных этапах зрительных путей. У кошки, в отличие от лягушки, нейроны относительно слабо дифференцированы на уровне сетчатки, но значительно дифференцированы в коре.
2. Особенности лексики – использование терминов.
3. Особенности синтаксиса – обилие сложных предложений, усложнение простого предложения причастными и деепричастными оборотами, однородным перечислением.
4. Основная тема – универсальные закономерности в строении общества, природы, мышления.
5. Автор – специалист.
6. Адресат – специалист.
7. Функция познавательная.
Публіцистический:1. Жанры: статья, хроника, интервью, репортаж, фельетон.
Газета
2. Особенности лексики:
- Терминология (например, экономическая: инфляция, инвестиции).
- Метафоры (чаще всего со значением боя, спорта, игры): Бой на политическом ринге закончился нулевым счетом.
- Обращение к общеизвестным фразам из фольклорных, религиозных, художественных текстов (прямое и непрямое цитирование).
Пример: Чепчики полетят в воздух не только на Васильевском спуске. (из комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!»)
- Использование фразеологизмов и разговорной лексики ( взмокший от ненависти съезд, как мы всех обвели вокруг пальца).
3. Синтаксис – вопросительные предложения, риторические вопросы, неполные и односоставные предложения.
Например: Что на стороне президента? Силовые структуры? Но армия расколота. Народная поддержка? Но это путь на баррикады.
4. Тематика разнообразна: актуальные вопросы политики, экономики, культуры, спорта. Реклама. Информация о событиях. Обратите внимание: информация должна нести общественную значимость.
5. Автор – конкретное лицо.
6. Адресат – массовый читатель или слушатель.
7. Функции: воздействующая, информационная, просветительская.