Виды психологического воздействия:
1. Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности.
Пример: студентка просит преподавателя поставить ей "зачет", обещая выучить и выполнить нужный материал сразу после.
2. Внушение — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит восприятие им убеждений и установок.
Пример: преподаватель в порыве гнева сказал сидящим в аудитории, что они ничего не добьются, из-за чего у некоторых студентов временно пропало стремление к учебе.
3. Просьба — вежливое обращение, призывающее сделать что-либо.
Пример: преподаватель попросил студентов вовремя сделать домашние работы.
4. Принуждение — применение насилия (физического или психического) к лицу, которое осуществляется с целью добиться совершения данным лицом вопреки его воле деяния.
Пример: введение режима "самоизоляции" принудило школьников и студентов России перейти на дистанционное обучение.
5. Агрессия — деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее ущерб людям.
Пример: преподаватель кричит на студентов из-за их неподготовленности.
6. Заражение — способ воздействия, основывающийся на общем переживании массы людей одних и тех же эмоций
.
Пример: студент стал возмущаться манерой подачи материала преподавателем, из-за чего все остальные в аудитории тоже начали проявлять недовольство.
7. Самопродвижение — открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в отборе кандидатов, назначении на должность.
Пример: студент перед началом выступления открыто (в насмешливой форме) заявил, что все предыдущие выступающие показали очень плохой результат, и даже не смогут приблизительно сравниться с его работой.
8. Побуждение к действию — стремление индивида к осуществлению чего-либо, при этом в зависимости от того, исходит ли оно от самого субъекта или возникает как результат процессов.
Пример: преподаватель попросил студентов начать писать лекцию.
9. Формирование благосклонности — привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.
Пример: накануне зачета студент льстиво сказал преподавателю, что он самый компетентный учитель из тех, кого он знает.
10. Слух — неподтверждённая информация, источник которой неизвестен, но при этом достаточно интересная, чтобы быть активно распространяемой.
Пример: среди студентов распространился слух о том, что на паре будет зачет.
11. Игнорирование — форма психологической защиты, при которой осуществляется контроль информации об источнике воздействия путём ограничения объёма информации или её искаженного восприятия.
Пример: преподаватель намеренно не замечает желание студента ответить.
12. Нейролингвистическое программирование — псевдонаучный подход к межличностному общению, развитию личности и психотерапии.
Пример: перед началом зачета студент вспомнил свои достижения и это благоприятно сказалось на его мотивации.
13. Манипулирование — психологическое воздействие на с целью возбуждения у намерений, не совпадающих с реально существующими желаниями, целями индвивида.
Пример: ректор института обещает исключить студента, если он не посетит все пары в следующем семестре.
14. Скрытое управление – метод управления руководителем подчинеными.
Пример: студенты обещают выучить весь материал по теме, если преподаватель отменит последнюю пару.