Ответ:
Сын сельского дьякона Ивана Якимовича Яворницкого (1827—1885), выходца из слободских казаков и крестьянки Анны Матвеевны Терновской (1830—1916). Род Яворницких, согласно исследованиям Дмитрия Ивановича, восходил к галичанам. Дмитрию Ивановичу удалось выяснить, что изначально фамилия его предков по мужской линии была Яворницкий, то есть из города Явор в Галиции. После Февральской революции он восстановил исконную транскрипцию.[1] Однако большая часть научных трудов Дмитрия Ивановича была написана и опубликована до 1917 года, под фамилией Эварницкий. Под ней же фигурирует учёный и в 3-м томе «Казачьего Словаря-Справочника» (Сан-Ансельмо, США, 1970). Предки Дмитрия Ивановича, согласно его работе «По следам запорожцев», были православными шляхтичами из Речи Посполитой, бежавшими в Россию из-за гонений. Поселившись в Слободском крае часть Яворницких стала мещанами, часть вступила в духовное звание. Один из его предков, Роман Любицкий в 1713 году занимал должность Бишкинского сотника Изюмского полка[2][уточнить]. Дед историка — Яким Фёдорович Яворницкий — владел собственным хутором.
С 1867 года учился в Харьковском уездном училище. В 1874 году поступил в Харьковскую духовную семинарию. С 1877 по 1881 годы[3] Дмитрий Яворницкий учился в Харьковском Императорском университете. Среди лекторов университета Яворницкому довелось услышать Н. Ф. Сумцова и А. А. Потебню.
В 1880-е годы Яворницкий проводил раскопки на Днепровских порогах. В письме Ф. Г. Лебединцеву в 1884 году Яворницкий писал о результатах своих поисков: «от первого до последнего, в лодке, причём едва не поплатился и жизнию… Не забудьте, что я лажу в Запорожье уже три года подряд, что я производил там раскопки, вскрыл 24 могилы, нашёл в них много разных вещей, видел много разных запорожских портретов, выкопал запорожца с усами, трубкой и пр.» Благодаря открытиям Яворницкий был оставлен на кафедре. В харьковский период Яворницкий ездил с лекциями по истории казачества в Екатеринославе, Полтаве, Чернигове, Херсоне, Москве, Санкт-Петербурге.
В 1885 году Яворницкий был отстранён от работы в Харьковском университете как украинофил по подозрению в деле о южнорусском сепаратизме. Яворницкий обвинения отрицал: «И не думал и не думаю быть сепаратистом, — Люблю клочок земли! Люблю потому, что не нахожу нигде другого утешения, люблю потому, что там есть широкий простор для моей раздольной натуры, люблю потому, что в чистых речных водах своей Украйны вижу печальный образ своей особы. Эх, знали бы люди, как тяжело мне жить на свете! Одно утешение — броситься в степь, углубиться в дни давно прошедшего времени… Так разве это сепаратизм?»[4] По итогам следствия был оправдан.
В 1885 году Яворницкий переехал в Санкт-Петербург, где читал лекции в гимназии и на Педагогических курсах. В Северной столице Дмитрий Иванович знакомится с И. Е. Репиным, А. Сластёном, Д. Л. Мордовцевым, М. О. Микешиным, пишет ряд статей по истории Запорожья, предисловие к поэме Т. Г. Шевченко, «Гайдамаки» (которая вышла тогда в русском переводе, с иллюстрациями А. Сластёна). В том же году Яворницкий стал членом Археологического Общества. По совету Яворницкого, Илья Репин приступил к работе над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Яворницкий же вдохновил Николая Лысенко на создание оперы «Тарас Бульба»[источник не указан 2226 дней].