Ответ:Заслуга Порфирия Петровича в том, что голой улике он не доверяет, не доверяет и первому впечатлению. Собирая улики, «он складывает в различные сочетания, которые, то падая и разрушаясь, то приобретая неожиданную окраску» (появление Миколки) , приводят, наконец, Порфирия Петровича к убеждению в виновности Раскольникова. Именно он пришел к заключению, что Раскольников не простой убийца, он человек с идеей. Достаточно вспомнить разговоры Порфирия Петровича с Раскольниковым, его лукаво- простодушную интонацию, его невинные вопросы о Новом Иерусалиме, о воскрешении Лазаря, его соображения, анализы, воображения, неформальная обстановка, чтобы убедиться, что Порфирий Петрович – следователь, знающий и владеющий психологическими приемами для доказательства виновности преступления.
Более того, Порфирий Петрович неслучайно избегает формальностей, он даже не арестовывает Раскольникова, потому что свою задачу видит в другом: победить Раскольникова идеологически; он хочет убедить Раскольникова, что в его теории, разделяющей людей на «обыкновенных» и «необыкновенных» , на «право имею» и «тварь дрожащую» именно он, Раскольников, – «тварь дрожащая» . Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова по той причине, что ясно понимает, что каторга только ожесточит и нравственно успокоит, а он не хочет его «на покой» сажать. Порфирий Петрович, более того, был уверен, что Раскольников и не убежит, потому что прекрасно представлял ту внутреннюю борьбу собственного наказания, которая произойдет в душе Раскольникова. И действительно, с болью и состраданием мы перечитываем те страницы «Преступления и наказания» , в которых герой томится муками, испытывает отвращение к себе, казнит, наказывает себя. И только наказание собственным судом подымет его из падения. И сам явится « с повинной» . Но, идя принимать свое внешнее наказание, Раскольников уже был очищен внутренним страданием, и тот суд, суд совести, который бог вложил в душу человека, уже совершил свое дело и открыл «бунтующему» сердцу Раскольникова новые, более широкие горизонты… Он окажется опять рядом с теми, с которыми, «как ножницами» отрезал своей теорией о двух разрядах. И внешнее наказание теперь для Раскольникова станет скорее желанным концом перед началом новой жизни. Этого наказания ждет исстрадавшаяся, порочная душа героя, исстрадавшаяся сознанием бесплодности совершенного злодеяния и нравственными муками.
При последнем разговоре с Раскольниковым следователь предлагает ему сделать явку с повинной, внушает ему, что «страданье - великая вещь. . в страдании есть идея» . Умный и тонкий психолог, он целенаправленно подводит Раскольникова к признанию. Отношение Порфирия Петровича к Раскольникову двойственно: с одной стороны, тот для него убийца, преступник, с другой - он испытывает к нему уважение как к личности, способной заглянуть «за край» , на себе испытать идею, под влиянием которой, видимо, когда-то тоже находился.
Логика Порфирия, любовь Сони и ужас от страшного конца Свидригайлова вместе подвигают Раскольникова на решительный шаг — явку с повинною. Это еще не отказ от теории (даже идя доносить на себя, Раскольников восклицает: “Никогда, никогда не был я сильнее и убежденнее, чем теперь! ” , но это необходимое условие для последующего воскресения: Раскольников начинает искупать свою вину страданием и кладет начало своему воссоединению с людьми.
Объяснение:
Безусловно, Достоевский расскрыл тему одиночества людей. Возьмем хотя бы "Преступление и наказание", где Родион Раскольников от физического и душевного одиночества, от состояния того, что он беспомощен перед окружающей действительностью и ненужностью ей, совершает общественно опасное виновное деяние... И только потом на каторге, когда к нему приехала та единственная, начинается возрождение личности: он понял-он не один! Но по-моему, тема одиночества человека среди людей присутствует у всех русских классиков... Взять хотя бы "Мастер и Маргарита" Булгакова, когда Маргарита совершает сделку с Сатаной, только что бы быть с Мастером, а соответственно не одной.