Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.
В жизни писателя много удивительных фактов биографии. Когда Борису исполнилось восемь, с ним произошёл несчастный случай – он упал с лошади. Метр вправо, метр влево, и всё могло закончиться трагически. Но ему повезло: пострадала только нога, которая срослась с укорочением. О военной службе не могло быть и речи.
Пастернак не раз повторял, что всем в жизни он обязан родителям: отцу – выдающемуся художнику, и матери – превосходной пианистке. Но взгляды на воспитание подрастающего сына у родителей были разные. Глава семейства наставал на скорой самостоятельности, а мать, наоборот, баловала и поощряла увлечения сына. Так, в 1911 году она передала сыну 200 рублей – сумму на то время немыслимую. На эти с трудом сэкономленные деньги Пастернак год учился в Марбургском университете, изучая философию.
Пресловутая графа номер пять в анкете для Пастернака закрывала двери во многие учебные заведения. Нельзя сказать, что будущий поэт не боялся или ему было всё равно на то, как сложится его судьба. Он переживал и думал над предложением философа Германа Когена остаться в Германии, продолжить обучение с перспективой работы преподавателем в университете. Но его уже манила и звала писательская стезя.
После возвращения из Марбурга Пастернак поступил на службу домашнего учителя в семью богатого коммерсанта Морица Филиппа. Поместье, в котором два года жил и работал начинающий поэт, было до основания разрушено во время революции. Вместе с ним в небытие ушли и ранние произведения Пастернака.
Особую роль в судьбе писателя сыграла Марина Цветаева. Их объединяло многое: оба вышли из интеллигентных профессорских семей, оба получили хорошее образование и страстно любили поэзию. Долгое время они вращались в одной среде, но всегда им что-то мешало заговорить друг с другом. Образовавшийся барьер между ними был сломлен после эмиграции Цветаевой в Берлин, когда между ними завязалась долгая и трогательная переписка. Это был настоящий роман в письмах.
Борис Пастернак и Марина Цветаева увиделись спустя много лет в Москве. Поэтессе всегда была в немилости у Советской власти и испытывала крайнюю нужду. Пастернак никогда не отказывал в помощи: снабжал Марину и её семью деньгами и продуктами. Помог он собраться и в эвакуацию во время Отечественной войны. Для упаковки вещей он взял верёвку, и, смеясь, уверял подругу в её неимоверной прочности, мол, она всё выдержит, хоть вешайся. Через некоторое время пришла весть о самоубийстве Цветаевой в Елабуге: она повесилась именно на этой веревке.
Пастернак всю жизнь мечтал написать настоящий роман. Каждый раз после той или иной повести он говорил, что вот этому небольшому отрезку, кусочку предстоит большая судьба – он обязательно разовьется в нечто масштабное. И он его создал. Если говорить кратко, то работа над романом «Доктор Живаго» заняла десять долгих лет. Он долгое время был запрещен на родине писателя. Впервые был опубликован в Италии, и получил Нобелевскую премию.