Ответ:
Образ гетмана Мазепы в художественной литературе
Образ гетмана Мазепы получил большое распространение не только в зарубежной литературе, но и в произведениях русских и украинских писателей:
«Мазепа» — поэма Гюго;
«Мазепа, вождь украинских казаков» — роман, автор неизвестен;
«Воспоминания Азема» — беллетристика А. д’Овриля;
«Полтава» — поэма А. С. Пушкина. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра І. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра. Пушкин А. С. «Полтава»
Мазепа на коне
«Мазепа» поэма Байрон: Поэма имеет мало общего с биографией гетмана, центральный эпизод — юного Мазепу, пажа польского короля Яна II Казимира, обнажённым привязывают к спине лошади, которую отпускают в степь, в наказание за связь с женой шляхтича. Изображение обнаженного отрока на спине животного стало популярной темой для французских художников периода романтизма. На тему поэму были созданы картины такими выдающимися мастерами, как Жерико, Делакруа, Верне и Буланже. Этот образ, по мнению И. С. Кона, в живописи «давал простор садомазохистскому воображению, обычно в такой позе представляли только женщин, например, изображая похищение Европы».[2]
«Мазепа» — исторический роман русского писателя Ф.Булгарина (1834);
«Мазепа» — поэма немецкого автора Г. Штебина (1844);
«Король степи» — немецкого автора А. Мая (1849);
«Мазепа» — немецкого автора Т. Лейса (1850);
«Мазепа или дикие кони Украины» — поэма неизвестного немецкого автора;
«Мазепа или неприятели» — немецкого автора К. Костина (1855);
«Битва под Полтавой» — немецкого автора К. Штарка (1855);
«Мазепа» — драма немецкого писателя Р.Готтшала (1859);
«Мазепа» — немецкого автора А. Мютцельбурга (1860);
«Мазепа» — немецкого автора А. Зондермана (1860);