В 1975 году на экраны вышел фильм молдавского режиссёра Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», созданный по мотивам ранних рассказов Максима Горького. Основу сюжета фильма составляют события первого рассказа Горького «Макар Чудра», написанного в 1892 году.
В фильме Лотяну, как и в рассказе Горького, показана кочевая жизнь цыган, их обычаи, традиции, особенности взаимоотношений. Но на переднем плане – история любви двух молодых цыган: красавицы Радды и удалого конокрада Лойко Зобара.
Основным занятием Лойко была кража коней – во время погони его подстрелили. В траве его нашла Радда и залечила рану целебными травами и заговором, так как обладала колдовскими чарами. Между героями вспыхнули сильные чувства. Через некоторое время Лойко предложил Радде выйти за него замуж, но Радда, любившая свободу больше Лойко, потребовала от него поклониться ей в ноги перед всем табором. Зобар не потерпел унижения и вонзил нож в сердце возлюбленной, а отец Радды отомстил за смерть дочери, убив Лойко.
На мой взгляд, Эмиль Лотяну – талантливый режиссёр, потому что сумел в фильме передать свободолюбивый дух цыган, чему немало способствовала мастерская игра актёров. Роль Радды сыграла Светлана Тома; именно этот фильм принёс ей всенародную известность. Эта женщина, красивая от природы, очень гармонично смотрелась в образе главной героини – первой красавицы среди цыганок. Её характер, волевой и независимый, проявляется в поступках, подчас безудержных и кажущихся безумными. Особое внимание режиссёр уделяет колдовскому взгляду девушки: не зря же говорят, что «глаза – зеркало души». Глаза у Радды в исполнении Светланы Тома необычайной красоты и притягательности – чёрные, бездонные, с огоньком. Роль Зобара исполнил Григоре Григориу. Мне кажется, что он не полностью раскрыл характер своего героя. По рассказу Максима Горького Лойко представлялся мне более решительным, в фильме же главный герой более романтичный, нежели мужественный.
Основные события фильма разворачиваются в цыганском таборе, поэтому большое внимание уделяется второстепенным персонажам, точно передающим атмосферу кочевой жизни. Неповторим Буча в исполнении Бронислава Брундукова, нежна любящая брата Лойко Русалина, очаровательна своей детской открытостью юная цыганка, исполняющая зажигательные песни, которых, как и народных цыганских танцев, в фильме очень много. Музыка знаменитого «киношного» композитора Евгения Доги сохраняет мотивы народных цыганских песен и позволяет зрителю полностью погрузиться в жизнь табора и откликнуться на чувства героев.