Ответ:
С чем является человек в мир? Каков его потенциал? Что он может? Выше сказано, что человек - универсальное существо, что он обладает всеми способностями ко всем видам деятельности. По последним данным медицины и психологии, человек лишь на 6% реализует, использует свой потенциал в ходе жизни. 94% его способностей так и не проявляют себя. Это связано прежде всего с исторически сложившимся общественным разделением труда. На планете более 50 тыс. профессий, а они делятся на специальности, а специальности - на специализации. В итоге в мире до 5 млн профессий, "профессиональных клеточек", репродуцируемых универсальными индивидами. А ведь каждый из них обладает универсальными возможностями. Может ли общество, в котором сложилось узкоспециальное разделение труда, предоставить каждому возможность развить, реализовать свой потенциал? Нет. Отсюда и постоянные противоречия личности и общества, индивидуального и социального и на уровне социализации и на уровне реализации.
Весь потенциал человека можно разделить на 2 группы его родовых, сущностных качеств: потребности и способности.
Потребности - это побудительные силы человека, "пусковой механизм", стартер в его структуре. Они побуждают человека к деятельности, определяют его мотивации. Решение этой задачи и входит в функцию воспитания, общественного воспитания.
Способности - это деятельные силы человека, силы, которые "работают" (память, мышление, умение, воображение и т.д.). все способности человека можно подразделить в соответствии с его духовно-телесной на информационные (знаю) и операционные (умею). Отсюда и две педагогические задачи: образование - формирование системы знаний, обучение - формирование системы умений.