Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего
творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над
русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской
литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь
на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком,
русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы.
Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой
пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.
“Песня...” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму
к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго
боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре
поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы
произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные
позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а
обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в
сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою
яичную честь, стал фактом народной истории.
Выбор исторического
периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к
допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV?
Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в
эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана
Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию,
управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из
этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных
эпох.
Все герои “Песни...” — яркие, самобытные, могучие личности.
Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и
его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец
Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает
в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности
получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
Одна из важнейших характеристик героев “Песни...” — их принадлежность к
клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную
составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и
его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как
оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана
Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не
одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя
жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно
которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана
на том, что превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен за
каждый свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и
потомками.
Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к
определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому
роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного,
наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу
самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник,
приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была
наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана
Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.
..