Прочитайте текст. Выполните
задания.
(1) Лежать на траве. (2)
Опуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки.
(3) Нет другого способа так же
плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. (4) Улетаешь
и тонешь сразу, в тот самый миг, как только опрокинешься и откроешь глаза. (5)
Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. (6) Так
тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если
его выпустишь из рук. (7) Но разве есть у них та же стремительность, та же
лёгкость, та же скорость, которая есть у человеческого взгляда, когда он тонет
в беспредельной синеве летнего неба? (8) Для этого надо лечь на траву и открыть
глаза.
(9) Ещё минуту тому назад, идя
по косогору, я был при-частен разным земным предметам. (10) Я, конечно, в том
числе видел и небо, как можно видеть его из домашнего окна, из окна электрички,
сквозь ветровое стекло машины, над крышами московских домов, в лесу, в
просветах между деревьями и когда просто идёшь по луговой тропе, по краю
оврага, по косогору. (11) Но это ещё не значит — видеть небо. (12) Тут вместе
с небом видишь и ещё что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность.
(13) Каждая земная подробность оставляет на себе частицу твоего внимания,
твоего сознания, твоей души. (14) Вон тропа огибает большой валун. (15) Вот
птица вспорхнула из можжевелового куста. (16) Вон цветок сгибается под
тяжестью труженика-шмеля. (17) «Вот мельница. (18) Она уж развалилась».
(19) Ты идёшь, а окрестный мир
снабжает тебя информацией. (20) Эта информация, по правде говоря, не
назой-лива, не угнетающа. (21) Она не похожа на твой радиоприёмник, который ты
не волен выключить. (22) Или на газету, которую утром ты не можешь не
пробежать глазами. (23) Или на телевизор, от которого ты не отрываешься в силу
охватившей тебя (под влиянием всё той же информации) апатии. (24) Или на
вывески, рекламы и лозунги, которыми испещрены городские улицы.
(25) Это иная, очень тактичная,
я бы даже сказал — ласковая информация. (26) От неё не учащается сердцебиение,
не истощаются нервы, не грозит бессонница.
Синтаксис
26. Определите тип связи слов в
словосочетании СИНЕВЕ НЕБА (предложение 7).
27. Определите тип связи слов в
словосочетании ЧТО-НИБУДЬ ЗЕМНОЕ (предложение 12).
28. Определите тип связи слов в
словосочетании ОПРОКИНУТЬСЯ НАВЗНИЧЬ (предложение 2).
29. Из предложения 20 выпишите
словосочетание со связью согласование.
30. Из предложения 14 выпишите
словосочетание со связью управление.
31. Из предложения 12 выпишите
подчинительное словосочетание со связью примыкание.
32. Среди предложений 1—13
найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным
оборотом. Напишите номер этого предложения.
33. Среди предложений 19—24
найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением.
Напишите номер этого предложения.
34. Среди предложений 3—10
найдите простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
35. Среди предложений 3—7
найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение.
Напишите номера этих предложений.
36. Среди предложений 9—18
найдите простое обобщённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
37. Среди предложений 19—26
найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
38. Среди предложений 9—20
найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
39.
Среди предложений 1—8 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным
условия. Напишите номера этих предложений.
40. Среди предложений 1—8
найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
41. Среди предложений 19—26
найдите предложения, которые связаны с предыдущими с помощью личного местоимения.
Напишите номера этих предложений.
42. Среди предложений 1—8
найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения.
Напишите номер этого предложения.
43. Среди предложений 16—22
найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения
и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.