Картина называется «Вратарь», и это название отражает суть задумки
художника. Григорьев стремился изобразить мальчика, стоящего на страже
ворот.
Несмотря на то что зрители не видят собственно футбольного матча, можно
понять, что Григорьев отобразил один из наиболее острых моментов игры.
Это чувствуется и в позе вратаря — напряженной, исполненной ожидания, и
в явном интересе зрителей.
Для раскрытия замысла Григорьев использует такие средства живописи, как
освещение, цвет, композиция. Построение картины достаточно простое и
максимально отражает авторский замысел. Как мы уже говорили, центральное
место занимает вратарь, главный герой полотна. Вратарь изображен на
переднем плане, отдельно от других игроков команды. На втором плане
можно увидеть детей и молодого мужчину. На заднем плане картины
угадываются город, высотные здания, жилые дома. Важную роль в
восприятии картины играют детали. Внимание привлекают сооруженные из
портфелей и сумок ворота, забинтованное колено вратаря.
Картина решена в теплой цветовой гамме. Художник использует оттенки
желтого, светло-коричневого, красного. Земля на картине
светло-коричневая, вытоптанная, лишенная растительности, и зритель
понимает: футбольная игра далеко не впервые проводится на этом пустыре.
На кустарниках и поле можно увидеть золотистые листья, рыжевато-желтые
доски играют роль лавочки для болельщиков. Красные тона отразились в
костюме маленького мальчика, банте и шапочке девочек. Такие цвета
помогают художнику передать напряженность действия, матча.
Картина Григорьева передает ощущение воздушности, прозрачности осеннего
воздуха. Пейзаж в данной работе играет роль фона, он ненавязчив и
исполнен в достаточно приглушенных красках: словно затуманенный город на
заднем плане, темные и теплые тона земли, светлые неяркие кустарники.
Все в картине подчинено основному замыслу художника и тонкого
психолога: наиболее точно изобразить юного вратаря, всецело увлеченного
игрой и ответственно относящегося к своей роли. Картина Григорьева —
это рассказ о детях, играющих в футбол.