1. Какое направление господствовало в литературе второй половины XIX века?
А) романтизм;
Б) реализм;
В) классицизм.
Г) сентиментализм;
Д) авангардизм.
2. Назовите поэта, который был представителем «чистого искусства»:
А) А.С. Пушкин;
Б) А. А. Фет;
В) М. Ю. Лермонтов.
Г) Н. А. Некрасов;
Д) В. А. Жуковский.
3. Назовите тему, на которую Н. А. Некрасов НЕ ПИСАЛ стихи:
А) Великая Отечественная война;
Б) поэт и поэзия;
В) народ;
Г) любовь;
Д) природа.
4. Представителей какой среды изображал в своих произведениях А. Н. Островский?
А) крестьянство;
Б) дворянство;
В) аристократию;
Г) купечество;
Д) интеллигенцию.
5. С каким казахским учёным – просветителем был дружен Ф. М. Достоевский?
А) Шоканом Уалихановым;
Б) Абаем Кунанбаевым;
В) Мухтаром Ауэзовым;
Г) Шакаримом Кудайбердиевым;
Д) Махамбетом Утемисовым.
6. Кто является главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
А) Разумихин;
Б) Свидригайлов;
В) Лужин;
Г) Раскольников;
Д) Мармеладов.
7. О каком жанре идёт речь: «Объёмное эпическое произведение, изображающее множество событий и героев, в основе которого – реальное историческое событие»:
А) повесть;
Б) рассказ;
В) новелла;
Г) поэма;
Д) эпопея.
8. Кто из героев романа «Война и мир» был смертельно ранен во время Отечественной войны 1812 года?
А) Николай Ростов;
Б) Пьер Безухов;
В) Анатоль Курагин;
Г) Андрей Болконский;
Д) Борис Друбецкой.
9. Что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»?
А) географию;
Б) химию;
В) биологию;
Г) литературу;
Д) греческий язык.
10. Что означает понятие «серебряный век»?
А) период в русской поэзии конца XIX - начала XX века, характеризующийся возникновением в ней принципиально новых модернистских направлений;
Б) художественное направление, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом;
В) направление в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX века, которое характеризуется изображением сильных страстей и характеров;
Г) изображение жизни такой, какая она есть на самом деле;
Д) соблюдение «правила трёх единств»: единства времени, места и действия.
11. Кто из поэтов является представителем символизма?
А) А. Блок;
Б) Н. Гумилёв;
В) В. Маяковский;
Г) С. Есенин;
Д) А. Ахматова.
12. Как звали князя Тьмы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
А) Асмодей;
Б) Люцифер;
В) Воланд;
Г) Вий;
Д) Шайтан.
13. Какое произведение Солженицына было опубликовано первым?
А) «Матрёнин двор»;
Б) «Архипелаг ГУЛАГ»;
В) «Один день Ивана Денисовича»;
Г) «Раковый корпус»;
Д) «В круге первом».
14. Место рождения Олжаса Сулейменова:
А) Москва;
Б) Алма-Ата;
В) Караганда;
Г) Петербург;
Д) Семипалатинск.
15. При каких обстоятельствах рассказчик познакомился с Соколовым, героем произведения «Судьба человека»?
А) рассказчик воевал с ним в одном полку;
Б) они познакомились в поезде, возвращаясь из плена;
В) у переправы, где рассказчик присел перекурить;
Г) Соколов до войны был его соседом.
Д) они оба были узниками концлагеря.
16. Что изучает фонетика?
А) звуки языка;
Б) словарный состав языка;
В) устойчивые сочетания слов;
Г) правила постановки знаков препинания;
Д) слова как части речи.
17. Что такое имя существительное?
А) это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета;
Б) это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет;
В) это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие;
Г) это служебная неизменяемая часть речи, соединяющая слова;
Д) это служебная неизменяемая часть речи, соединяющая члены предложения.
18. Назовите разряды местоимений:
А) производные и непроизводные;
Б) соединительные, разделительные, противительные;
В) конкретные, отвлечённые, вещественные;
Г) одушевлённые и неодушевлённые;
Д) личные, возвратные, указательные.
19. Объясните значение фразеологизма «задирать нос»:
А) баловаться;
Б) обижаться;
В) зазнаваться;
Г) отчаиваться;
Д) ругаться.
20. Найдите многозначное слово:
А) Караганда;
Б) крем;
В) перпендикуляр;
Г) торт;
Д) лёд.
21. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.
А) ветер;
Б) голова;
В) книга;
Г) ящик;
Д) брат.
22. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ё?
А) ш…колад, дириж…р, пш…нный;
Б) мыш…нок, уч…ба, распаш…нка;
В) тяж…лый, крыж…вник, ш…рох;
Г) реш…тка, ш…лк, расч…ска;
Д) капюш…н, ш…пот, ч…лка.
23. В каком случае НЕ пишется слитно?
А) Мне (не)повезло в жизни.
Б) У нас был (не)большой домик.
В) Сказал (не)правду, а ложь.
Г) Этот случай вовсе (не)уникален.
Д) (Не)написанное другу письмо.
24. Укажите определенно-личное предложение:
А) Гляжу на прошлое с тоской.
Б) Отчего-то запершило в горле.
В) Яркое весеннее утро.
Г) На заводе всё благополучно.
Д) Наш поезд задержали на пограничном разъезде.
25. Укажите сложное предложение:
А) Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.
Б) Надо быть патриотом, а не националистом.
В) Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной.
Г) Мудрость - это ум, соединенный с добротой.
Д) Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы.