Чацкий и Молчалин живут в одном городе, в одной стране, они одного
возраста и вроде должны быть во многом похожи (все-таки место проживания
и общество влияют на человека). Но это не так. Эти два героя так же
различны, как, например, огонь и вода. Чацкий «умен, правдив,
красноречив». Молчалин же - полная его противоположность. Он лицемер и
подхалим. В фамусовском обществе нет людей, к которым он бы ни
подлизывался. Молчалин сделает все для того, чтобы заслужить хорошую
репутацию. Чацкий хорошо и кратко характеризует этого героя:
Что я, Молчалина глупее? Где он, кстати? Еще ли не сломил безмолвия печати?
За самого Молчалина говорит его фамилия:
А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Молчалин любит во всем «умеренность и аккуратность». Он очень покладист не только с окружением Фамусова, но и с самой Софьей.
Чацкий
выступает за гласность, а не за безмолвие. Он отказывается вторить
мнению старого поколения. Чацкий выступает как представитель будущей
России. Молчалин - всего лишь один из представителей фамусовского
общества. Его заповеди: «во-первых, угождать всем людям без изъятья» и
«в мои лета не должно сметь свои суждения иметь».
Чацкий влюблен в Софью, но, к сожалению, прошлого не вернешь. Но Чацкий, в отличие от Молчалина, любит бескорыстно и искренне.
Отношение к делам и к службе у двух героев тоже различно. Чацкий
требует не смешивать «веселье или дурачество с делом». Он никогда не
станет преклоняться перед людьми старого порядка: «Служить бы рад -
прислуживаться тошно».
Молчалин, следуя своим неизменным
традициям, преклоняется перед старшими, что бы они ни утверждали.
Конечно, тут не обойтись без подхалимства. У него нет своих мыслей ни в
делах, ни в обществе, ни в любви. Он призван подчиняться другим. Чацкий
считает так: Чины людьми даются; А люди могут обмануться.
Чацкий считает, что и на службе он занимает незаслуженное место.
Но сколько бы в этих двух людях ни было недостатков и достоинств,
чацкие и молчалины никогда не переведутся в обществе. Есть люди, имеющие
свое мнение, но, к сожалению, есть и люди, всю жизнь подчиняющиеся
другим.