15 БАЛЛОВ срочно
В Москве разрабатывается и тестируется беспилотное такси. Это автомобили, которые управляются с помощью компьютера: без водителя они могут забрать пассажира и доставить его в пункт назначения быстро и безопасно.
На видео можно увидеть, как такие автомобили двигаются по городам и по междугородним трассам. По заснеженной дороге:
По городу жарким летом:
Во время движения сотни раз в секунду компьютер отвечает на 4 типа вопросов:
Где я? (определение положения автомобиля в пространстве с точностью до сантиметра)
Что вокруг? (распознавание и классификация объектов на основе нейросетей, воссоздание 3Д-картины окружающего мира в радиусе 200+ метров, определение скорости и направления движения объектов измеряются десятки раз в секунду)
Что сейчас может произойти? (прогнозирование изменения дорожной сцены в ближайшие мгновения, это наиболее сложный элемент технологии)
Куда и с какой скоростью ехать? (автомобиль рассчитывает десятки возможных траекторий в секунду, и выбирает самую лучшую)
Компьютер принимает такие решения сотни раз в секунду и отправляет команды рулю, тормозам и двигателю. Зачастую во время критической ситуации человек может отреагировать инстинктивно или эмоционально, компьютер же запрограммирован на минимизацию риска ДТП и на соблюдение правил движения. Поэтому такие автомобили будут намного реже попадать в аварии, чем люди. Кроме того, двигаются эти автомобили экономичнее человека: автомобиль всегда плавно разгоняется и плавно тормозит, что приводит к экономии топлива и расходных материалов — масла, тормозных колодок и прочего.
Крупные компании такси предпочтут такие автомобили ещё и с целью снизить «человеческий фактор» — влияние личных потребностей и интересов водителя на его работу. Например, водители такси стремятся брать последние поездки перед окончанием рабочего дня в районах, близких к их дому. Беспилотный автомобиль готов работать в любом районе города в любое время суток. Таким образом будет проще распределить машины по городу в зависимости от того, откуда и куда хотят ехать пассажиры.
Большинство водителей такси — прекрасные, вежливые люди. Однако, как и в любой профессии, встречаются среди них и те, с кем не очень приятно иметь дело. После одной поездки с таким водителем в следующие такси мы садимся, готовые к неприятному общению, хотя обычно всё проходит хорошо. Такого дискомфорта не будет с такси-автопилотом: все такие автомобили одинаковы в общении с клиентом.
Когда мы ходим или бегаем, чтобы не упасть и ни во что не врезаться, мы используем глаза и уши. Чтобы автомобиль с автопилотом не нарушал правила дорожного движения и был безопасен для пассажира и окружающих, у него должны быть такие же глаза и уши — приборы, которые будут считывать ситуацию на дороге и передавать ее в «мозг» автомобиля — в компьютер.
Эти приборы бывают нескольких видов: камеры, радары и лидары.
В этой задаче поговорим о лидарах. Принцип действия лидара прост. Объект (поверхность) освещается коротким световым импульсом, и измеряется время, через которое сигнал вернется к источнику. Когда вы светите фонариком на объект (поверхность), то вы видите свет, отраженный от объекта и вернувшийся на вашу сетчатку. Лидар устроен так же, только картинку он передает не в мозг человека, а в компьютер.
Соедините списки:
1) Изучает объекты вокруг, передает данные на компьютер
2) Попадает в зону действия лидара
3) Анализирует происходящее вокруг, принимает решения
4) Получает указания от компьютера, меняет направление
А) пешеход
Б) компьютер
В) лидар
Г) руль