ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕНЗИНОВ
Показатели
детонационной стойкости бензинов - октановые числа, определяемые по
исследовательскому (ОЧИ) и моторному (ОЧМ) методу. Например, для
«Премиум-95» ОЧИ должно быть не менее 95 единиц, ОЧМ - не менее 85
единиц.
Фракционный состав бензина, определяемый путем его разгонки в
специальной колонке. Оговаривают следующие температуры: начала
перегонки; для величин 10,50 и 90%; конца кипения. Согласно ГОСТ Р
51105-97, для «Премиум-95» температура начала перегонки не нормируется,
остальные же должны быть не выше соответственно 65, 110, 180 и 215С. Эти
параметры характеризуют испаряемость бензина, а следовательно, пусковые
свойства при низких температурах, способность к образованию паровых
пробок, эффективность смесеобразования при высоких нагрузках и на
переходных режимах, полноту сгорания и, разумеется, экологическую
опасность отработавших газов.
Давление насыщенных паров,
характеризующее пусковые свойства бензина и его способность к
образованию паровых пробок. Нормальный диапазон параметра - 60-90 кПа.
Считается, что при давлении насыщенных паров ниже 37,5 кПа запуск
двигателя становится невозможным.
Доля остатка в колбе - массовая
доля бензина, оставшаяся после его испарения. По ГОСТ Р 51105-97 она не
должна превышать 2%. Фактически это - процент содержания тяжелых
неиспа-рившихся фракций в бензине, влияющий на количество и структуру
отложений в системе впуска и камере сгорания двигателя.
Плотность
топлива при 15С должна укладываться в диапазон 725-780 кг/м3. От нее
зависит изменение состава смеси в двигателе при фиксированной
регулировке системы питания, а следовательно, динамические и
экологические характеристики двигателя.
Содержание металлов,
попадающих в бензин с антидетонационными присадками (свинца, железа,
марганца). Современными европейскими требованиями присутствие металлов в
бензине запрещено. А по действующему ГОСТ Р 51105-97 допускается
концентрация свинца не более 0,01 мг/дм3, марганца - для бензинов
«Регуляр-91» - не более 18 мг/дм3. В «Премиум» и «Супер» марганца быть
не должно.
Кроме того, накладываются ограничения на содержание серы и
бензола. По ГОСТ Р 51105-97, серы не может быть больше 0,05%, бензола -
не более 5%. Это - требования экологической безопасности.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ГОСТЫ И НАЗВАНИЯ БЕНЗИНОВ
В настоящее время в России одновременно действуют следующие ГОСТы на автомобильные бензины:
ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные». Согласно этому ГОСТу введены пять классов бензинов - А-72, А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95.
ГОСТ
Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Бензин
неэтилированный», согласно которому введены марки бензинов «Нормаль-80»,
«Регуляр-91», «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98».
ГОСТ Р
51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», согласно
которому установлены четыре типа бензинов (I, II, III, IV) с октановыми
числами соответственно ОЧИ 80, 91,95 и 98.
ГОСТ Р 51866-2002
«Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия». В
марках бензинов появился термин «Евро»: «Регуляр Евро-92», «Премиум
Евро-95», «Супер Ев-ро-98». Считается, что это бензины с улучшенными
экологическими характеристиками, практически приближенными к нормам Евро
III.
Кроме того, параллельно действуют еще с десяток ТУ, на основе
которых выпускают бензины отдельные нефтеперерабатывающие предприятия. В
них предлагается своя маркировка бензинов.