1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
(3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.
(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:
— Через час будет готово.
— (9)Нельзя ли поскорее? — спросил Свойкин.—(10)Мне решительно невозможно ждать.
(11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.
(13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные3 образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.
— (16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!
(19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.
(20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.
«(21)Странные люди, ей-богу! — подумал он.— (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».
— (23)Получите! — вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.— (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!
— (25)Рубль шесть копеек? — забормотал Свойкин, конфузясь.— (26)А у меня только всего один рубль... (27)Как же быть-то?
— (28)Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету.
— (29) В таком случае вы извините... (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.
— (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите!
— (33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (Зб)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться1, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.
В2. Из предложения 14 выпишите действительное причастие прошедшего времени
В3. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
В4. Среди предложений 7-12 найдите простое предложение с однородными сказуемыми и деепричастными оборотами. Выпишите это предложение.
В5. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВЫСОКИЙ ГОСПОДИН (предложение 3).
В6. Выполните все виды разборов в предложениях 14 и 40
В7. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-) этого(-их) предложения(-ий).
В8. В этом фрагменте, рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на месте пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру из списка.
«Антон Павлович Чехов описывает бытовую сцену в аптеке. Тропы: (А) ________(«с выхоленными бакенами» в предложении 3, «Нахмуренные глаза» в предложении 5) и (Б)_______ («словно вылизано» в предложении 4) – создают первые штрихи к портрету провизора. Синтаксическое средство – (В) ______(предложения 24,31,32), которое становится основным в такой форме речи, как (Г) _____(предложения 23-32), - придает завершённость его образу».
Список терминов:
1) Эпитеты
2) Метафора
3) Гипербола
4) Разговорная лексика
5) Парцелляция
6) Диалог
7) Восклицательные предложения
8) Ряды однородных членов предложения
9) Сравнение