Ответ:
Русское народное песенное творчество
или русский музыкальный фольклор (с англ. фолк – народ, лоро – знание). Его возникновение уходит в глубокую старину, в языческие времена. Самые древние песни были связаны с религиозными обрядами.
Жанры русских народных песен:
обрядовые – а) календарные (колядки, масленичные, веснянки, посевные, купальские, жатвенные…);
б) семейно-бытовые (колыбельные, плачи, свадебные…)
эпические – былины, исторические
трудовые
военные (солдатские)
хороводные, плясовые, игровые
протяжные или лирические
шуточные, в том числе частушки
Основные жанры русских народных песен сложились к 17 веку и продолжают жить в народе.
Русский музыкальный фольклор распространялся благодаря скоморохам – бродячим артистам, музыкантам. В качестве аккомпанемента к песням и пляскам они использовали следующие инструменты: гусли, свирель, бубен, трещотки, погремушки.
В те далекие времена народные песни не записывались, а передавались из уст в уста, при этом неизбежно изменяясь. Имена авторов не сохранялись. Наиболее ранние нотные записи русских народных песен – во 2 половине 18 века.
Возникновение профессионального музыкального искусства на Руси
относится к 10 веку (расцвет Киевской Руси) и связано с принятием новой религии (988 год) – христианства в виде православия, которое пришло из Византии. До 17 века, в эпоху русского средневековья, профессиональная музыка на Руси (и другие виды искусства) была подчинена церкви и носила религиозный характер. В отличие от западно-христианской она была и есть только вокальная, хоровая. Главное православное богослужение – литургия (аналог западной мессы).
Основной вид русской профессиональной музыки с конца 10 в. по 17 в. – знаменный распев (знамена или крюки – знаки, обозначающие мелодию, это древнерусская музыкальная запись).
Характерные черты знаменного распева:
1) мужской хор
2) одноголосное песнопение без аккомпанемента (музыкальные инструменты в русских церквях никогда не допускались)
3) древнегреческий язык
4) монотонность, тягучесть мелодии (плавное поступенное движение с редкими скачками на терцию, ровный ритм)
В 16 веке появились первые образцы церковного многоголосия – двух-, трехголосные обработки знаменных распевов.
При монастырях и соборах были открыты певческие школы, готовившие певчих для церковных хоров. Управляли хорами специально обученные люди – доместики.
История сохранила имена немногих музыкантов того времени, например, имя Федора Крестьянина, автора и исполнителя знаменных распевов (16 век).