Ответ:
Цель урока. Проанализировать причины возрастания потребности в общении со сверстниками; особенности общения в подростковом возрасте.
Изучаемые вопросы
1. Потребности в общении со сверстниками в подростковом возрасте.
2. Конфликтные ситуации в подростковой среде и пути их разрешения.
3. Определение способностей к общению.
Изложение учебного материала
1. Обратить внимание учащихся, что подростковый возраст — это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных. Вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
2. Проанализировать возможные причины возникновения конфликта и пути разрешения конфликтной ситуации.
Можно рассмотреть три подхода к разрешению конфликтной ситуации: «атака», «уход» и «компромисс». В случае атаки необходимо повернуться лицом к проблеме, проанализировать ее детально и определить эффективный ход действий.
Если этот вариант не удался и в отношениях ничего не меняется, следует рассмотреть вариант ухода («бегства»).
Третий подход — «компромисс», т. е. пересмотр ситуации, сложившейся между конфликтующими сторонами. Уважающие себя люди свободно идут на компромиссы, однако в принципиальных вопросах компромиссы неприемлемы.
3. В заключение урока целесообразно предложить учащимся тест для оценки способностей к общению (см.: Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов. — М.: Просвещение, 2007).
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет общение со сверстниками в становлении личности человека?
2. Какую роль вы отводите родителям при разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками?
3. Какие качества вы считаете наиболее привлекательными в коллективе сверстников для установления более тесного общения с ними?
Объяснение: