А1. Этикет – это:
1) выработанный или установленный порядок чего-либо;
2) традиционно установившийся порядок поведения;
3) принятая в особых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо.
А2. «Золотое правило морали» провозглашает принцип:
1) разумного эгоизма;
2) живи сам – давай жить другим;
3) поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой;
4) поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой.
А3. Личность – это:
1) неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств;
2) индивидуальные черты человека;
3) цвет нации;
4) набор способностей.
А4. Ребенком в РФ считается человек в возрасте:
1) до 16 лет;
2) до 18 лет;
3) до 14 лет;
4) до 20 лет.
А5. Гражданин РФ обладает основными правами и свободами по достижении:
1) 7 лет;
2) 16 лет;
3) 18 лет;
4) с рождения.
А6. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:
1) 14 лет;
2) 18 лет;
3) 16 лет;
4) 20 лет.
А7. Парламент в России называется:
1) Федеральное Собрание;
2) Сейм;
3) Государственная Дума;
4) Конституционный суд.
А8. Основной закон государства – это:
1) Конституция;
2) Уголовный кодекс;
3) Семейный кодекс;
4) Конвенция о правах ребенка.
А9. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Он является правонарушением. Найдите три признака, которые подтверждают данный вывод:
1) это противоправное действие;
2) это виновное действие;
3) это общественно опасное действие;
4) это малозначительный проступок.
А10. Из перечня видов наказаний выберите те, которые применяются только за совершение преступления:
1) предупреждение;
2) ограничение свободы
3) обязательные работы;
4) штраф;
5) лишение специального права;
6) лишение свободы на определенный срок.
А11. Каким видом экономических ресурсов обладает ваша семья, имея собственный автомобиль и деньги для покупки бензина?
1) Информационные;
2) материальные;
3) трудовые;
4) энергетические;
5) финансовые.
А12. Садизм – это:
1) стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями;
2) помощь бедным;
3) стремление принести пользу окружающим;
4) причинение боли самому себе.
А13. Вандализм – это:
1) умение приспосабливаться;
2) моральное поведение;
3) бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей;
4) вид танца у древних племен вандалов.
А14. Выпишите явления, относящиеся к духовной сфере деятельности:
1) монархия;
2) физика;
3) семья;
4) библиотека;
5) церковь;
6) поликлиника.
Часть 2 (В)
В1. По действующим лицам определите название процесса:
Адвокат, прокурор, присяжные заседатели, секретарь, свидетели, зрители, охрана.
В2. В квартиру, где находились супруги и их сын, ворвались три бандита. Они требовали денег, угрожая зарезать женщину и ребенка. Муж схватил охотничье ружье и одним выстрелом убил одного бандита. Двое других убежали. Совершил ли муж преступление?
1) Нет, это не преступление;
2) совершил, но в состоянии необходимой обороны;
3) не совершил, так как это была необходимая оборона.
В3. Соотнесите понятия и их определения:
1) случай, происшествие, недоразумение А) компро- мисс
2) столкновение интересов партнеров по общению Б) инцидент
3) путь решения конфликта через взаимные уступки В) конфликт
В4. Соотнесите понятия и их определения:
1) сумма расходов на организацию производства товара А) ресурсы
2) последовательность операций,
превращающих сырье в готовый товар Б) прибыль
3) все, что необходимо для производства
товара В) затраты
4) разница между расходами на организацию
производства и выручкой от продажи товаров Г) технология
В5. В Санкт-Петербурге было совершено одно из самых аморальных преступлений на Земле – был украден из музея блокадный кусочек хлеба. Возмущению ленинградцев не было предела. Какой вид преступления был совершен?
1) Кража;
2) вандализм;
4) грабеж;
5) мошенничество.
В6. Сопоставьте понятия и их словесную расшифровку:
1) общество А) биологический вид
2) индивид Б) отдельно взятый человек
3) человек В) материальная часть мира, отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия