Битва при Молодях – последнее крупное оборонительное сражение Московской Руси с татарами, произошедшее между 29 июля и 2 августа 1572 г. в 50 верстах южнее Москвы, у села Молоди близ Серпухова. В битве сошлись русские войска под предводительством воеводы князя Михаила Ивановича Воротынского и армия крымского хана Девлета I Гирея, включавшая, помимо собственно крымских войск, турецкие и ногайские отряды. Несмотря на значительное численное превосходство (100 тысяч воинов против 50 тысяч русских), турецко-крымская армия была обращена в бегство и понесла большие потери. Давно уже Русь освободилась от ордынского ига, недавно были освобождены пленники из Казанского и Астраханского ханств, которые вошли под власть русского Царя, ему верно и храбро служили многие знатные татары. Но оставался опасный осколок орды в Таврии ‒ Крымское ханство, из которого продолжались набеги.
В 1571 г. крымский хан Девлет Гирей с большим войском прорвался к Москве и сжег ее, захватив трофеи и пленников. Отстоять Москву не удалось, поскольку главные силы царского войска вели войну со Швецией, Польшей и Литвой за прибалтийскую область Ливонию.
Девлет Гирей далеко не отошел, направившись грабить Рязань, уверенный, что Русь ослабела, и он может безнаказанно разорять все ее земли. Остатки русских сил под сожженной Москвой возглавил князь Михаил Иванович Воротынский. Он понимал, что надо готовиться к новой обороне. И действительно, летом 1572 г. крымцы вновь пошли на русские земли.
Для решающей битвы близ речки Рожай у селения Молоди Воротынский построил на холме "гуляй-город" ‒ передвижное укрепление из телег с установленными на них деревянными щитами и пушками. За телегами укрывались стрельцы с ружьями-пищалями. В тылу и на флангах стояли отряды дворянской конницы и казаков. Оборону "гуляй-города" возглавил князь Дмитрий Михайлович Хворостинин.
Первую атаку крымчан русские пушкари и стрельцы отбили огнем. Но Девлет-Гирей, не считаясь с потерями, безуспешно посылал снова и снова в атаку свою конницу, при этом ответными вылазками русские взяли в плен видного татарского военачальника Дивей-мурзу. С наступлением темноты татарские атаки прекратились, однако и силы русских воинов ослабели, окончился провиант.
На третий день, когда крымцы вновь пошли на штурм, князь Воротынский незаметно направил в обход в тыл татарам большой отряд конницы. В предполагаемое время Хворостинин повел воинов в контрнаступление, выйдя из "гуляй-города", а Воротынский ударил татарам в тыл, расстроив их ряды и обратив всю армию в бегство.
Впрочем, силы у Девлет-Гирея еще отавались. Историк Д.М. Володихин отмечает, что окончательно решила ход битвы русская военная хитрость. Безвестный дворянин жертвенно вызвался на роль фальшивого "гонца". Татары схватили его с ложными бумагами из Москвы, в которых говорилось: «Ждите подмоги. Из Новгорода идет большая рать». Гонца подвергли страшным пыткам, но он не выдал тайны. Хан, устрашенный, повелел орде отступать. Москва была спасена.
Победа в этой битве была для Руси и лично для Царя Иоанна Грозного важным реваншем после опустошительного похода Девлет Гирея на русские земли годом ранее. Царь Иоанн IV тогда бежал из столицы, число жертв и уведённых в плен исчислялось десятками тысяч. На этот раз Грозный вновь покинул Москву – в сторону Великого Новгорода. А князь Михаил Воротынский в благодарность за победу вскоре замучен по ложному доносу...
По своему значению битва при Молодях сопоставима с Куликовской битвой. Эта победа позволила России сохранить независимость и стала поворотной точкой в противостоянии Русского царства и Крымского ханства, которое отказалось от притязаний на Казанское и Астраханское ханства и впредь потеряло значительную часть своей мощи.