Ответ:
Хачатурян Арам Ильич (1903, Коджори, близ Тбилиси, — 1978, Москва), композитор, дирижёр, народный артист СССР (1954), доктор искусстведения (1966), Герой Социалистического Труда (1973). Из семьи переплётчика, выходца из крестьян Нахичеванского уезда Учился в Тбилиси в русском частном пансионе (1911—13), затем в Коммерческом училище (1913—21). В Москву приехал в 1921, обучался на биологическом отделении физико-математического факультета Московского университета. Музыке начал учиться в 19-летнем возрасте, поступив в 1922 в Музыкальный техникум имени Гнесиных, где занимался в классе виолончели, с 1925 — в классе композиции М.Ф. Гнесина. В 1929—34 учился в Московской консерватории, затем в аспирантуре при ней по классу композиции Н.Я. Мясковского. Благодаря старшему брату Сурену Ильичу Хачатурову (приехал в Москву в 1910), режиссёру 1-й Студии МХТ, создателю Армянской драматической студии (1919), Хачатурян познакомился с Е.Б. Вахтанговым, М.А. Чеховым, слушал игру пианистов Н.А. Орлова, К.Н. Игумнова, посещал студию художника П.П. Кончаловского, сблизился с семьёй пианистки Е.А. Бекман-Щербины. В те же годы Хачатурян пел в хоре армянской церкви, в 1926—28 заведующий музыкальной частью 2-й Армянской драматической студии (под руководством Р.Н. Симонова) при московском Доме культуры Советской Армении; здесь в 20—30-х гг. был поставлен ряд драматических спектаклей с музыкой Хачатуряна. Знакомство в Москве с композитором А.А. Спендиаровым, который поддержал молодого Хачатуряна, встречи с дирижёром К.С. Сараджевым, участниками квартета имени Комитаса скрипачом А.К. Габриэляном и виолончелистом С.З. Асламазяном сыграли значительную роль в выявлении национально характерных черт в творчестве Хачатуряна. Среди выдающихся произведений Хачатуряна тех лет — «Песня-поэма» для скрипки и фортепьяно (1929), «Токката для фортепьяно» (1932). 1-я симфония Хачатуряна, написанная как дипломная работа к окончанию консерватории, была исполнена 23 апреля 1935 оркестром филармонии. Мировую известность Хачатуряну принёс его фортепианный концерт, впервые сыгранный Л.Н. Обориным (которому концерт посвящён) с филармоническим оркестром под управлением Л.П. Штейнберга 12 июля 1937 в парке «Сокольники». 24 октября 1939 в Большом театре был показан балет «Счастье», написанный Хачатуряном специально к Первой Декаде армянского искусства в Москве и поставленный Ереванским театром оперы и балета. 16 ноября 1940 впервые исполнен скрипичный концерт, посвящённый Д.Ф. Ойстраху и сыгранный им с Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением А.В. Гаука. В начале 40-х гг. появилась наиболее известная музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям — «Валенсианской вдове» Лопе де Веги и «Маскараду» М.Ю. Лермонтова. В годы Великой Отечественной войны Хачатурян входил в Военную комиссию Союза советских композиторов, создал песни «О капитане Гастелло», «Море Балтийское», «Марш героям Отечественной войны». 3 октября 1943 в Колонном зале Дома Союзов впервые в Москве прозвучала музыка балета Хачатуряна «Гаянэ» (1-я оркестровая сюита; Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Н.С. Голованова); московская премьера балета состоялась в мае 1957 в Большом театре. Событием в музыкальной жизни Москвы военных лет была премьера 2-й симфонии Хачатуряна — так называемой Симфонии с колоколом (30 декабря 1943, Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Б.Э. Хайкина, Большой зал Московской консерватории). Среди наиболее примечательных московских премьер Хачатуряна послевоенных лет — виолончельный концерт, посвящённый С.Н. Кнушевицкому и исполненный им с Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Гаука в ноябре 1946 в Большом зале Московской консерватории. Исполненная здесь же 25 декабря 1947 Симфония-поэма для оркестра, органа и 15 труб, посвящённая 30-летию Октябрьской революции (Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Е.А. Мравинского, солист И.А. Браудо), послужила поводом для официальной критики творчества Хачатуряна и обвинения его в «антинародном формализме»; критиковалась и деятельность Хачатуряна в Оргкомитете Союза композиторов СССР (в 1939—48 Хачатурян был заместителем председателя). В конце 40—50-х гг. Хачатурян писал музыку к фильмам («Отелло», 1956, и др.), драматическим спектаклям, поставленным в различных московских театрах. В 1954 создал балет «Спартак» (поставлен в Большом театре в 1958). В августе 1950 в саду «Эрмитаж» Хачатурян впервые продирижировал своим авторским концертом. С 1950 Хачатурян вёл педагогическую деятельность, с 1951 профессор Московской консерватории и Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1957—78 секретарь Союза композиторов СССР. Последними крупными сочинениями Хачатуряна были три сонаты для виолончели (1974), скрипки (1975), альта (1976). Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).