Наиболее древние государственные образования возникли в Закавказье и Средней Азии. Древнейшим государством на территории бывшего СССР, как считают историки, было государство Урарту, северная часть которого располагалась на территории современной Армении (IC - VI вв. до н. э.). Урарту было типичным древневосточным рабовладельческим государством, близким по своей культуре и социально-политическому строю к Ассирии и Вавилону. По форме правления государство Урарту было монархией. Во главе его стоял царь, которому принадлежала верховная светская и духовная власть. Царь являлся крупнейшим рабовладельцем. Главным источником рабства являлся плен. Труд рабов широко использовался на строительстве ирригационных сооружений, водопроводов, крепостей, дворцов знати, дорог. Значительную и влиятельную часть рабовладельцев составляли жрецы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. Государство Урарту просуществовало около трех веков, до VI в. до н. э., а затем пало под ударами ассирийцев.
Через три века после гибели Урарту господство над основной частью его территории переходит к племенным союзам арме и хайя и страна получает название Великой Армении. Вопрос об общественном строе Древней Армении принадлежит к числу дискуссионных. Поскольку там достаточно широко применялся труд рабов, большинство историков считает древнеармянское государство рабовладельческим. Вместе с тем историки обращают внимание на то, что основными производителями материальных благ были свободные общинники, а многие из так называемых "рабов" были в действительности лишь зависимыми людьми, сохранявшими часть личной свободы. На этом основании возникло предположение о том, что в Армении, как и во многих других восточных странах того периода, существовал некий недифференцированный или нерасчлененный способ производства, содержащий в себе зародыш как рабовладельческой, так и феодальной формации.
В III в. до н. э. возникает древнегрузинское Иберийское царство, центром которого были районы по среднему течению реки Куры. В I в. до н. э. на территории современного Северного Азербайджана и Дагестана образуется еще одно государство, известное под названием Албании (по племени албанов). В IV в. н. э. в закавказских государствах распространяется христианство и в каждом из них возникает оригинальная письменность. С IV по VII вв. история Армении, Грузии, Албании была наполнена непрерывной борьбой за независимость против власти иранских Сасанидов и византийских императоров, неоднократно деливших между собой их территории.
Политическая история Средней Азии в I тыс. до н. э. - середине I тыс. н. э. во многом напоминает политическую историю Закавказья того же периода. Народы этого региона оказывались под властью или влиянием тех же Ахемеридов, Селевкидов и Сасанидов. Здесь издавна жили кочевые племена ираноязычных саков и массагетов. В середине I тыс. до н. э. в Средней Азии появились союзы племен, непосредственно предшествовавшие образованию государства. Созданный индоевропейскими народами древний эпос "Авесты" упоминает, в частности, Хорезм - "страну солнца", располагавшуюся по нижнему течению Амударьи, Согдиану - "богатую людьми и стадами" (долина За - равшана), Бактрию - "страну с высокоподнятыми знаменами" (верховья Амударьи). Как и в других странах Древнего Востока, здесь были сильны элементы родоплеменного строя. Но уже возникло социальное расслоение, о чем можно судить по упоминаниям в эпосе касты жрецов, касты воинов, "ездящих на боевых колесницах", касты землевладельцев, а также касты ремесленников.