Ответ:
Цель урока: Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с направлением в искусстве “Импрессионизм”;
Развивать умения сравнивать и сопоставлять; развивать образное, логическое мышление;
Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
Воспитывать позитивное отношение к искусству;
Ход урока
У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в искусстве. Во второй половине XIX века во французской живописи сложилось направление, названное художественной критикой «Импрессионизм» (от французского слова impression – впечатление).
Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.
У: Что характерно для импрессионистов?
Светоносность живописи, передаче на холсте бесконечной изменчивости природы. Посмотрите подвижные мазки, положенные под разными углами, контрасты цветовых пятен, то ярких и насыщенных, то разделенных создают эффект вибрации, переливчатости, изменчивости мира.
Это направление в живописи перешло и в музыку. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.
Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.
Сюита «Ноктюрны». Ноктюрн в переводе означает «ночная музыка». А у Дебюсси название «Ноктюрны» имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идет не о привычной форме ноктюрна, но обо всем том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений»
Дебюсси создает эту сюиту в 1897-1899 гг. Толчком к их созданию послужили собственные впечатления композитора от современного Парижа.
В сюите три части: «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из этих частей имеет свою программу, предисловие композитора.
В предисловии к пьесе «Празднества» композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия… проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остается все время – это праздник… это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».
Мы послушаем фрагмент музыкального произведения К. Дебюсси «Празднества». Слушая это произведение, обратите внимание, как претворяются принципы импрессионизма живописи в музыке.
Слушание. К. Дебюсси «Празднества».
У: Что вы услышали? Какие образы вы представили? Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния? В какой форме написано произведение?
Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-частной форме. В крайних частях – мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала. В средней – праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам. Музыка «Празднеств» очень «живописная», вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы – картины природы, картины народного гулянья.
Таким образом, художники - импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения, а композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.
Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты.
У: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни.
Дыхательная гимнастика и распевка.
Исполнение песни “Песня о картинах”.
Стихи Александра Кушнера. Музыка Григория Гладкова.
Итог урока:
Какие впечатления у вас от музыки и картин? (Дети высказывают свои впечатления).
Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?
К какому известному течению в искусстве относятся они?
Что такое импрессионизм?
Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.
(Объявляются оценки за работу на уроке).
Рейтинг материала:
4,2