Учить охранять природу
"Охрана природы — проблема педагогическая". Так выразился видный сибирский ученый-охотовед Я. Н. Скалок. Воспитывать истинного друга природы, рачительного ее хозяина — задача чрезвычайно трудная, но вполне разрешимая средней общеобразовательной школой. Естественно, мы не можем и не имеем права взваливать всю природоохранительную и юннатскую работу школы на учителя биологии, как это случалось раньше. Такой промах оказался чреват последствиями: ученики привыкли смотреть на проблему охраны природы узко, лишь с позиции требования уроков биологии, изучение которой, к сожалению, в основном сводилось к наложению учебной программы.
Загрязнение атмосферы и водоемов, эрозия почв и обмеление рек, сокращение численности некоторых видов животных — это не только признаки стихийных влияний на природу, но и последствия экологической безграмотности человека, недостаточного контроля за рациональным использованием природных ресурсов.
Современные принципы экологического обучения и воспитания школьников должны строиться на межпредметных связях, на целенаправленной организации внеклассной и внешкольной работы, трудовой деятельности ребят. Где, как не на уроках химии, мы можем учить школьников рациональному использованию отходов химического производства, знакомя своих учеников с опасностью загрязнения природной среды? На уроках физики ребята знакомятся с технологическим устройством очистки воды, улавливанием пыли, уменьшением шумов в городе. Широкие возможности природоохранительного просвещения представляют уроки истории. Особое внимание хорошо бы уделить рассказу о зарождении и развитии уважения к природе в нашем государстве. Следует показать роль Владимира Ильича Ленина в этой области, подчеркнуть значение решений XXV съезда КПСС по охране природы, обратить внимание ребят на гражданскую обязанность охраны природы, зафиксированную новой Конституцией. Воспитанию любви к природе могут и должны способствовать уроки обществоведения, литературы, математики, рисования, музыки.
Конечно, без заинтересованности учителей-предметников, без их увлеченности, принципиальной убежденности в необходимости такого рода работы дело не сделаешь. Можно привести много примеров, когда энтузиазм педагогов, не имеющих специального биологического образования, способствовал высокому уровню постановки природоохранительной внеклассной работы. Математик средней школы поселка Мегет Иркутского района В. Н. Пашанин долгое время умело руководил одним из лучших в области школьным лесничеством. Методист областной станции юннатов Т. Н. Бабийчук по образованию зоотехник, занятия кружка проводит на высоком педагогическом уровне. Г. К. Гурулева — учитель биологии Голуметской средней школы Черемховского района, имеет среднее педагогическое образование и педагогический стаж работы с 1949 года, ее уроки заслуживают высокой оценки, а клуб друзей природы, созданный ею, является одним из лучших в нашей области. Такие люди работают по велению сердца и совести, постоянно стремясь к вершинам педагогического мастерства. Воспитывать ответственное отношение к природе только путем передачи знаний на уроках невозможно. Исключительно важное значение имеют выходы на природу, создание учащимся реальных ситуаций для приобретения практических навыков и умения по изучению и защите природной среды.
В областных слетах юных друзей природы и биологических олимпиадах принимают участие в основном школьники, которые занимаются в юннатских кружках. С ними интересно работать, они способны отстаивать свою точку зрения, приводить примеры личных наблюдений. Мы радуемся тому, что с каждым годом диапазон практических знаний по биологии и охране природы возрастает. На протяжении нескольких лет призовые места завоевывают воспитанники заслуженного учителя школ РСФСР Л. Г. Мартюшовой из Железногорска, учителей биологии Котикской средней школы Тулунского района Г. А. Ковалевой, школы № 6 г. Ангарска М. А. Ткачевой, школы № 5 г. Усть-Илимска Н. В. Коноваловой. Но порой в олимпиадах и слетах-конкурсах