1. XVII столетие формировало человека, открытого к восприятию нового. В сознании московских подданных утверждались рационалистические, светские представления. Человек тянулся к книгам, к светским знаниям. Спасение всё чаще связывалось не с молитвенным уединением, а с активной мирской деятельностью: угождать Богу можно и земными делами, честной и прямой службой государю и Отечеству. Вера в Бога вполне уживалась с новым мировоззрением и мировосприятием. Однако религиозные представления и ценности уже не так, как прежде, определяли поведение человека.
3. картинки
2.
1 вариант: Наступающее Новое время выдвигало на первый план человека деятельного, способного на самостоятельный поступок. Таким человеком был А. Л. Ордин-Нащо-кин. Он происходил из небогатых псковских дворян и продвижением по службе был всецело обязан своему острому уму и трудолюбию. Ещё в юности он овладел несколькими языками, что открыло перед ним возможности для дипломатической карьеры. Дипломатом он был замечательным, не случайно иностранцы назвали его «русским Ришелье». За свои заслуги Ордин-Нащокин получил чин боярина и возглавил Посольский приказ.
2 вариант: Современные историки считают Ордин-Нащокина предтечей Петра Великого в деле реформаторства. «Несмотря на то, что многие из реформ Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина так и остались на бумаге, а другие не были реализованы до конца, его идеи и ценности оказались востребованы. Спустя два десятилетия после его кончины Петр I положил их в основу своей преобразовательной программы».