Автор играет особую роль в "свободном романе", так как лирические отступления представляют его как героя собственного романа и показывают читателям его биографию. Так же особую роль играют повествования о природе и пейзажах, так как та или иная обстановка помогает полностью раскрыть характер героя или оценить его поступок.
Автор нередко обращается к читателю или рассказывает ему о себе, не нарушая последовательности в повествовании романа: ."...Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель,... "
Как бы начиная рассказывать историю своего "доброго приятеля", он обращается к читателю и ведет с ним разговор, забывая про Евгения Онегина, а так же говорит, что сам был "на брегах Невы", там гулял, но "вреден север" для него. В романе присутствует образ читателя, с которым писатель ведет диалог.
Смысл фразы "даль свободного романа" содержится в том, что Пушкин раздвинул границы при написании романа. Он свободно переходил от одного к другому: то начинал описание своего "доброго приятеля", то прерывал его и вел разговор с читателем, или же он "между делом" упоминал что-нибудь: Шишков, прости, Не знаю, как перевести.
Таким образом, присутствие в романе автора, читателя и отступлений помогает нам наиболее точно раскрыть смысл романа и раздвинуть рамки обычного, в этом и содержится смысл фразы "даль свободного романа"