Лья Ильич Обломов – лентяй, каких еще поискать, от его фамилии берет свое начало такое явление барства как обломовщина. Обломовщина – это лень всего русского народа, уместившаяся в одном слове. Н. А. Добролюбов пишет в своей статье под названием «Что такое обломовщина?» что состояние барства порождает в Обломове нравственное рабство: "…гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это переплетается с барством Обломова, так как они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается". Обломовы – это те люди, у которых слова расходится с делами, которые на словах только желают лучшего и не могут свои желания воплотить в жизнь с помощью действий, необходимых для дальнейшего развития ситуации.
Обломовщина же порождает собою или лучше сказать в себе, стремление лишь к бездействию, а значит, приводит и к равнодушию. А бездействие и равнодушие не способны явить в жизнь что-то хорошее, потому что в основе своей имеют отрицательные корни.
Стоит отметить, что все эти слова относятся к каждому из нас, потому что каждый по сути своей может заразиться обломовщиной и просто не заметить даже как эта зараза стала частью жизни, болезнью непроходящей и неизлечимой. Всякий недуг душевный ли, телесный ли поддается лечению лишь тогда, когда больной сам всеми фибрами души стремится к этому. И когда рядом с ним есть такой доктор как Андрей Иванович Штольц, который любил Обломова всей душой, но не мог принять его образа жизни, а потому стремился показать ему, что жить можно иначе. А как иначе? Все время быть в движении, правильно питаться, да просто жить не ради сна во сне и наяву, а ради самой жизни, жить и развиваться, идти вперед. Для того чтобы потом не было больно за бесцельно прожитые годы.
Обидно и больно видеть и осознавать, как еще молодой, в расцвете сил человек тратит минуты, часы и секунды своей жизни на пребывание в царстве Морфея.
У Ильи Ильича все-таки получилось оставить после себя продолжение на земле в виде сына, и пусть он был рожден не от Ольги Ильинской, от которой он сбежал, а совсем от другой простой русской женщины. Но это не помешало ему оставаться самим собой, то есть пусть и быть, как и прежде изнеженным барином, но остаться большим ребенком, имеющим доброе сердце и умеющим витать в облаках, как в детстве.
Обломов ведь бежал не от самой Ольги, он бежал от ее образа жизни скорого и ритмичного, за коим совсем не мог, да и не хотел поспевать. Ему была ближе его неповторимая обломовщина, в которой он и провел остаток своей жизни.
Он не оставил Ольгу одну, потому что очень быстро понял, что замену ему в этой партии сможет составить его активный во всех отношениях, настоящий друг Штольц. Он не скрывал от Ольги своих мыслей, поэтому поводу, потому что его устами, как устами младенца, (но уже большого и взрослого человека), говорилась ей истина о том, что его друг станет для нее лучшим вариантом, потому что они схожи своими взглядами на жизнь.
Так и в наши дни есть и будут люди, схожие с Обломовым, такие же чуткие, изнеженные жизнью, добрые душой и сердцем, но непривыкшие к труду. А все почему? Да потому, что, так, как Обломов и в самом деле жили наши предки.
Обломовщина страшна тем, что в ней, как в некой черной дыре скрывается страх, который и помогает обломовщине не стоять на месте, а все больше и больше развиваться в человеке, порою доводя его до очень печального вида и состояния. Потому что вперед движется тот, кто все же старается побороть в себе страхи или даже сделать их своими друзьями, сыграть на этом.