Пышный бал в замке польского короля Сигизмунда III. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный легкий вальс и темпераментная мазурка.
1.ПОЛОНЕЗ
Традиционно – бал открывается полонезом. Полонез – это старинный польский бальный танец-шествие, исполненный величия и достоинства.
Уже само это слово – звонкое и гордое – настраивает на какой-то особенный, торжественный лад энергичный и бодрый. Полонез звучит воинственно, его начальные интонации напоминают фанфарные призывы. В гербовом зале короля Сигизмунда рыцари со стальными крыльями за спиной танцуют полонез и поют хвастливые застольные, угрожая «москалям». Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях.
2.КРАКОВЯК
Сейчас столица Польши – Варшава. А в 14-17 вв. столицей Польши был Королевский город Краков. Именно здесь, в краковском воеводстве и возник воинственный танец Краковяк. В старину его танцевали только мужчины.
Краковяк написан с широким размахом. Его основная тема благодаря синкопированному ритму отличается особой упругостью. Исполняется живо, темпераментно, весело, с горделивой осанкой, сопровождается притопами.
3.ВАЛЬС
Ну какой же бал без вальса? Вальс в опере очень своеобразен и изящен, на 6/8 , более интимный по своему настроению. Наличие синкоп на второй доле роднит его с мазуркой, придавая и ему польский колорит. Среди бальных танцев вальс выделяется лирической настроенностью и романтической полетностью, а также тонкостью и прозрачностью оркестровки. Начинает вальс королева Польши – Констанция.
4.МАЗУРКА
Завершает бал самый популярный польский танец, и, пожалуй, самый воинственный и помпезный – мазурка. Мазурка — польский народный танец (название происходит от слова «мазуры» — так называют жителей Мазовии).Её начало - грозно, резкое, потом вновь слашится хвастливая самоуверенность. Танец стремительный, динамичный, и вместе с тем грациозный и лиричный по манере исполнения. Многое в этом танце связано с образом блестящего кавалериста: особая выправка, пружинистый шаг, «пришпоривающие» удары каблуков. Лихости и блеска полна беспечная, бравурная мазурка с размашистой мелодией и звонкими аккордами — ударениями на третьей доле, напоминающими сабельные удары.