помощью письменных знаков графически зафиксировать мысль. Навыки в области стиля, синтаксиса, орфографии оказываются в процессе письма в определенной мере связанными с двигательными навыками пишущего, а на все эти навыки воздействует его сознание. Таким образом, письменная речь представляет собой сложный процесс, в котором мышление связано с комплексом умственных (интеллектуальных) и двигательных навыков в единую сложно организованную систему. Это определяет полезность комплексного исследования признаков, отображающих навыки движения (признаков почерка), и признаков, отображающих умственные навыки письменной речи.
Письменная речь в отличие от устной лишена интонацион-
1 См. А. И. В и н б е р г. Криминалистическая экспертиза письма. М., 1940, стр. 65.
ных средств. Вместо интонационных используются такие средства выражения, как знаки препинания, абзацы, разрядка, подчеркивание, различие букв по размеру или цвету. Только использование знаков препинания в большинстве случаев регулируется «нормой», все остальные упомянутые средства применяются факультативно и отражают индивидуальное отношение пишущего к сообщаемому.
Единицы звуковой речи не соответствуют единицам речи письменной. Устная фраза воспринимается как целостный отрезок _речи, написанное предложение — как набор единиц-слов. Письменная речь отличается от устной лексическим составом и своим строем.
Каждому человеку присущи два языковых «стандарта» — устный и письменный. В языкознании предпринимаются попытки изучения отношения «письменная речь — устная речь»1. Попытки эти еще не привели к окончательному решению, которое может быть заимствовано и принято в криминалистике. Однако уже ясно, что навыки письменной речи отличаются от навыков устной речи. Криминалистическая экспертиза письма использует лишь те навыки и привычки речи, которые могут отобразиться в рукописи.
Прежде чем классифицировать признаки письменной речи и разработать методику их экспертного исследования, нужно убедиться в их устойчивости и идентификационной значимости. Весьма интересные данные по этим вопросам собраны лингвистами, психологами, физиологами.
В языкознании известно понятие языковой нормы, представляющей собой совокупность слов и предложений, общепризнанных правильными и служащих образцом для обучения выражению мыслей. В процессе общения людей ведущая роль принадлежит литературному языку, речевые средства которого на протяжении многих лет отбирались и шлифовались мастерами слова. Словарный запас, значение и порядок употребления слов, орфография и синтаксические конструкции предложений литературного языка считаются образцом, нормой. Однако существование нормы языка вовсе не ограничивает возможности отбора и использования каждым человеком наиболее удобных и приемлемых для него языковых средств из числа не выходящих за пределы нормы. Эта гибкость, подвижность нормы и бесконечное многообразие языковых средств позволяют каждому человеку проявить свои индивидуальные свойства, не отклоняясь от нормы языка.
Возможности индивидуализации письменной речи повы-
1 См. Т. М. Николаева. Письменная речь и специфика ее изучения. «Вопросы языкознания», 1961, № 3, сто. 78—79
шаются благодаря тому, что в силу ряда причин не все люди в должной мере владеют литературным языком. Многие к тому же испытывают влияние диалектов и наречий, которые в отличие от общенационального литературного языка употребляются лишь в отдельных местностях, другие — влияние профессиональных или иных языковых стилей речи, других языков и т. п. Под воздействием диалектов речь людей приобретает своеобразную окраску. Диалектная среда затрудняет овладение навыками литературной речи, ее влиянием объясняется наличие у недостаточно грамотных людей специфических для местного произношения орфографических ошибок. Эти ошибки изучаются диалектологами, педагогами, а в последнее время стали предметом исследований криминалистов.
Нарушения норм языка, вызванные недостаточным уровнем его знания или влиянием диалектных и других стилей речи, в сочетании с гибкостью норм языка открывают широкие возможности для индивидуализации речи.
Особенности письменной речи формируются под влиянием тех условий, в которых живет и обучается человек: мастерство и литературные вкусы педагогов, общий культурный уровень семьи, друзей, сослуживцев, характер трудовой деятельности, знакомство с художественной литературой, воздействие театра, кино и др. Индивидуальные свойства и способности человека играют при этом далеко не последнюю роль.
Овладение письменной речью сопровождается, как и всякий процесс обучения, образованием временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Физиологической основой навыков письменной речи, как и других навыков, является система таких связей. О быстроте формирования навыков грамотного письма свидетельствуют данные педагогов и психологов. Так, если среднее число орфографических ошибок на безударные
<</p>